Более 1,3 млрд человек в мире подвержены проблеме "квалификационной ямы", работая в условиях, когда их собственных навыков "недостаточно или их слишком много"
Pixabay.com
Более 1,3 млрд человек в мире подвержены проблеме "квалификационной ямы", работая в условиях, когда их собственных навыков "недостаточно или их слишком много"
 
 
 
Более 1,3 млрд человек в мире подвержены проблеме "квалификационной ямы", работая в условиях, когда их собственных навыков "недостаточно или их слишком много"
Pixabay.com

Более 1,3 млрд человек в мире подвержены проблеме "квалификационной ямы", работая в условиях, когда их собственных навыков "недостаточно или их слишком много". В России этот показатель составляет почти 34 млн человек, сообщил партнер компании BCG Антон Степаненко в ходе презентации международного исследования глoбальных вызовов на рынке человеческого капитала, прошедшей в рамках чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills 2019. Его цитирует ТАСС.

Когда компания не может найти сотрудников с необходимой квалификацией, это оборачивается скрытым налогом на производительность труда. Если организация берет сотрудника, обладающего "неоптимальными" квалификациями, то работодателю приходится инвестировать в его переобучение и дообучение, что не всегда эффективно и не всегда возможно. А при излишней квалификации речь может идти о слишком больших инвестициях, в какой-то момент потраченных на обучение.

По словам Степаненко, общие потери мирового ВВП из-за проблемы квалификационной ямы каждый год составляют не менее 5 трлн долларов, или не меньше 6% мирового ВВП, и эта цифра продолжает расти. Решением проблемы может стать концепция человекоцентричности - работники в любой стране должны быть обучены навыкам, которые будут актуальны на рынке труда завтрашнего дня, вовлечены в постоянную переподготовку и мотивированы на развитие, а на рынке труда должны быть созданы возможности, которые позволят максимально реализовать потенциал соискателя.

При этом с развитием современных технологий, таких как искусственный интеллект или роботизация, ситуация только усугубится: без работы могут остаться миллионы людей. Как заявил ранее член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин, в будущем 15 миллионов россиян могут потерять работу из-за того, что их профессии, не требующие образования, окажутся невостребованными на рынке. В качестве примера он привел банковских операционистов и кассиров в магазинах.

По мнению Шеина, исчезновение многих специальностей связано с наступлением четвертой промышленной революции, при которой к работе относятся не как к необходимости, а как к творчеству. По-прежнему востребованными останутся специальности, частью которых является сопереживание и эмпатия, а также специальности с высоким уровнем вариативности в применении знаний, например, в области образования или медицины.

Согласно "Атласу новых профессий", составленному экспертами Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления "Сколково", к 2030 году исчезнут 57 существующих ныне профессий, а взамен появятся 186 новых. По прогнозам Оксфордского университета, к 2025 году с большой вероятностью исчезнут 47% ныне существующих специальностей. Среди профессий, которым предсказывают вымирание, значатся бухгалтер, менеджер по кредитам, копирайтер, библиотекарь, документовед, турагент, юрисконсульт, нотариус, журналист, переводчик, штурман, провизор, официант, прораб, курьер, билетер, шахтер, горняк, инспектор ДПС, охранник и другие. В то же время профессии редко исчезают полностью и часто просто трансформируются.