К критикам резонансного "закона Димы Яковлева", так же известного, как "сиротский" и "антимагнитский", неожиданно примкнул Минюст. Это следует из письма Министерства иностранных дел на имя первого замруководителя аппарата правительства Сергея Приходько, пишут "Известия".
В нем, в частности, сообщается, что по поручению правительства Минюст участвовал в рассмотрении проекта закона наряду с МИДом, ФСБ, Федеральной миграционной службой (ФМС) и Институтом законодательства. 25 декабря поправки ведомств были отправлены в Кремль.
Согласно позиции Минюста, принятый Госдумой и Совфедом закон не стыкуется с Семейным кодексом РФ, который не предусматривает ограничений на право усыновления, и 21-й статьей Конвенции о правах ребенка от 1989 года (усыновление в другой стране возможно, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью на родине).
Чиновники ведомства также предупреждают о возможных правовых коллизиях, которые могут возникнуть в случае принятия "антимагнитского закона". В частности, граждане США станут неподсудны в России из-за наложенных визовых санкций.
В письме излагается и точка зрения Института законодательства при правительстве. Его эксперты полагают избыточным запрет на любые сделки с арестованным имуществом попавших под санкции иностранцев. После ареста никакие сделки в соответствии с законами России уже не могут быть произведены, напомнили эксперты института.
ФМС, как следует из письма, ограничилась технической ремаркой. Ведомство предложило обосновать запрет на въезд в Россию иностранцам из "списка Димы Яковлева" имеющимся в законопроекте изменением в подпункте 7 ст.27 N114-ФЗ от 15 августа 1996 года.
У МИДа тоже есть техническое предложение. Замглавы ведомства Рябков просит передать правительству полномочия по определению порядка и органов, ответственных за исполнения закона, и готов направить американцам ноту о денонсации соглашения об усыновлении. При этом общая концепция законопроекта и его политическая целесообразность возражений МИДа не вызывают.
Эксперт: чиновники отмежевались от "плохого закона"
По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, возражения министерств говорят об их желании отмежеваться от законопроекта. "С имиджевой точки зрения - это очень плохой закон. Те, от кого зависело принятие решения, то есть Госдума и Совфед, дисциплинированно проголосовали за. А исполнительной власти выгоднее подчеркнуть, что они за этот закон никак не отвечают, но со своей стороны о рисках предупредили. Так они оставляют себе пространство для маневра".
Раскол в правительстве
Ранее политологи обратили внимание, что ответ на "закон Магнитского" послужил поводом к своеобразному расколу в правительстве, и некоторые министры выступили против документа. В частности, против запрета на усыновление российских сирот гражданами США выступили министр образования Дмитрий Ливанов, министр финансов Антон Силуанов, министр по связи с открытым правительством Михаил Абызов и глава МИДа Сергей Лавров.
Наиболее же резкую критику законопроекта высказала вице-премьер Ольга Голодец, которая написала письмо в Кремль, в котором, в частности, обратила внимание на то, что документ противоречит п.4 ст.124 Семейного кодекса, оговаривающему усыновление детей иностранными гражданами, п.2 ст.3 и ст.21 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, а также посягает на ст.26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров, согласно которым государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Вице-премьер добавляет, что с разрывом соглашений Россия потеряет контроль за 59 тысячами сирот, усыновленными американцами за последние 19 лет.
Комментируя письмо Голодец, пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что ее мнение будет принято во внимание, хотя оно "вызывает несогласие юристов в администрации президента" и "многими не поддерживается".