В карельской колонии в Сегеже (ИК-7), на пытки в которой жаловался вышедший накануне на свободу оппозиционный активист Ильдар Дадин, возобновлена прокурорская проверка, а все постановления об отказах возбуждать уголовные дела по жалобам заключенных этой колонии были отменены. Об этом сообщила в понедельник, 27 февраля, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова на пресс-конференции по случаю 20-летия принятия закона об омбудсмене и торжественного гашения юбилейной марки уполномоченного по правам человека в РФ.
"Сегодня прокуратура отменила все постановления об отказе в возбуждении уголовных дел по обращениям осужденных, которые содержатся в ИК, и вновь возобновлена проверка", - заявила Москалькова (цитаты по РИА "Новости").
Она записала освобождение Ильдара Дадина и возобновление проверки по обращениям осужденных этой колонии в число заслуг своего аппарата: "Мы имеем целый ряд успехов по защите прав человека и гражданина... Освобожден Дадин. И в этом наша тоже заслуга. Мы первые приехали на помощь по крику души жены и матери". Имеется в виду журналистка Анастасия Зотова, которая регулярно сообщала в Facebook и в комментариях различным СМИ о положении мужа в заключении, а 22 февраля заявила, что после выхода Ильдара Дадина из колонии они могут покинуть Россию.
Отвечая на вопрос журналиста, Москалькова заявила, что считает необходимым отменить статью УК РФ о нарушении правил проведения митингов, по которой осудили Дадина.
"Да, я не обладаю правом законодательной инициативы, но такая позиция моя уже была озвучена неоднократно. Я ее подтверждаю", - сказала Москалькова. Она добавила, что данная статья "не может стоять с другими девятью статьями, ибо правовая природа этого проступка совершенно иная". "Поэтому мне кажется, что было бы логично вторым шагом рассмотреть вопрос об исключении ее из административной преюдиции как самостоятельного правового института", - пояснила Москалькова.
Сам Дадин в комментарии радиостанции "Говорит Москва" поблагодарил всех, кто борется за отмену этой статьи. "И я дальше буду бороться, чтобы ее отменили. Все, кто собираются это делать, я им очень благодарен. Если какие-то люди начинают помогать, появляются какие-то результаты, значит, не зря я отсидел и боролся с этой статьей, антиправовой, античеловеческой и отменяющей демократические права", - отметил активист.
Дадин заявил, что передумал уезжать из России и будет бороться за свержение "чекистско-фашистского режима Путина"
Сам Ильдар Дадин в первом интервью, которое он дал на воле, заявил, что уезжать из страны не собирается и на условия содержания в исправительной колонии N5 в Рубцовске Алтайского края, куда его перевели из Карелии, не жалуется. Активист рассказал, что заранее об освобождении и о результатах рассмотрения его дела в Верховном суде ему официально не сообщали, хотя слухи такие до него доходили.
"То есть я предполагал, что меня отпустят, но не знал вплоть до сегодняшнего дня. После обеда мне сообщили, что освобождают сегодня, - сказал Дадин в интервью изданию "Медиазона", опубликованном 26 февраля, в день его освобождения. Как стало известно в тот же день, на документах стояла пометка "срочно", а в пресс-бюро Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) заявили, что его выпустили сразу, как только в алтайскую колонию поступило решение Верховного суда.
Ильдар Дадин похвалил обращение с заключенными в алтайской колонии, которую Москалькова прежде охарактеризовала как образцово-показательную: "По сравнению с карельской это небо и земля. Даже то, как осужденные позволяют себе обращаться к сотрудникам... Ну, в ИК-7 за это как минимум бы избили, а может, опустили или еще как-то унизили. На мой взгляд, здесь сотрудники действительно ведут себя так, как надо. Хотя не всегда адекватно к ним обращаются осужденные, они ведут себя корректно, проявляют выдержку и демонстрируют пример [соблюдения] закона", - сказал Дадин.
"Местные сокамерники, местный адвокат, в общем, говорили, что в Алтайском крае в принципе не принято унижать людей, якобы такого вообще не происходит здесь в колониях", - добавил он, но тут же сообщил о случае гибели заключенного в колонии N8 города Новоалтайска, опровергающем эту информацию.
По поводу своего возможного отъезда из России Дадин уточнил: "Я пока могу говорить лишь о стратегических направлениях, а о конкретных действиях я пока сам не знаю. То есть у меня нет плана как, каким образом бороться с этой системой. Я знаю общее: у этой преступной фашистской системы основное оружие - это ложь и подлость. А оружие людей, которые борются с этой системой - это правда. Повторюсь, конкретного плана нет. Непосредственно находясь в этой колонии, я собирался уехать из России, но через какое-то время понял, что не имею права уезжать, пока не добьюсь каких-то изменений".
Активист планирует заниматься помощью заключенным. Определяя свою стратегическую цель, он пообещал "сделать все для свержения чекистско-фашистского режима Путина". По словам Дадина, все проблемы в стране - это следствие его режима.
В декабре 2015 года Дадин был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного новой статьей УК о многочисленных административных нарушениях в ходе массовых акций протеста. Его приговорили к трем годам лишения свободы, впоследствии наказание было снижено до 2,5 года. Дадин стал первым и пока единственным осужденным по этой статье после ее появления в новой редакции УК РФ летом 2014 года.
Верховный суд принял решение отменить приговор Дадину еще 22 февраля. Судьи решили, что в деле отсутствовал состав преступления. Во время рассмотрения его дела Верховный суд указал на то, что на момент заведения против Дадина уголовного дела по статье 212.1 УК РФ административные постановления о нарушениях на митингах не вступили в силу.
Конституционный суд, оценивавший эту статью, признал ее не противоречащей Конституции РФ, но рекомендовал законодателям ее доработать, прописав уголовную ответственность за неоднократное нарушение правил проведения митингов, "повлекшее за собой вред гражданам, общественной безопасности, иным ценностям".