Власти не собираются расследовать обнаруженные еще прошлой осенью несовпадения в сведениях о доходах и имуществе депутатов Госдумы, поданных ими для разных организаций - Центризбиркома и нижней палаты парламента.
Эксперты Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International выявили разницу, изучив декларации за 2010 год, опубликованные парламентариями в мае на думском сайте, и сведения об имуществе и доходах, которые те же люди в сентябре прошлого года представили в ЦИК в качестве кандидатов в депутаты.
Как пишет газета "Ведомости", как в ЦИК, так и в Федеральной налоговой службе заявили, что проверки по этому факту не входят в их компетенцию. Центризбирком указывает на то, что проверка проводилась в сентябре, и недостоверных деклараций было обнаружено единицы, сравнить же поданные сведения с другими декларациями могут только компетентные службы, среди которых ФНС.
В налоговой службе, в свою очередь, отмечают, что не проводят сверку деклараций. В то же время в организации напоминают, что налоговые органы располагают только информацией о налогооблагаемых доходах физических лиц.
Больше всего нарушителей - среди единороссов
Transparency International уже сообщала, что полностью данные деклараций, опубликованных в мае и сентябре, совпали только у 266 кандидатов в депутаты, то есть у каждого третьего, а у 17 человек разница между доходами превысила миллион рублей. Больше всего несовпадений TI обнаружила у членов "Единой России" - в сокрытии части доходов подозреваются 102 депутата.
Рекордсменом как среди единороссов, так и в целом среди всех кандидатов, заподозренных в сокрытии доходов, оказался совладелец "Эдельвейс групп" Айрат Хайруллин. В мае прошлого года он задекларировал 212 млн рублей дохода, а в сентябре объявил, что заработал за год всего 70 млн рублей. Эсер, основатель группы "Рольф" Сергей Петров в мае 2011 года показал доход в 89 млн рублей, а в сентябре - только 1,9 млн. Доходы его однопартийца, бизнесмена из Волгограда Олега Михеева сократились на 35 млн рублей.
Еще один кандидат от ЕР Григорий Аникеев не упомянул в своей декларации о том, что владеет лесными и сельскохозяйственными угодьями и транспортными коммуникациями в Германии. У депутата от ЛДПР Андрея Лугового, подозреваемого Великобританией в убийстве Александра Литвиненко, не указан в декларации особняк площадью 500 квадратных метров.
В то же время некоторые депутаты показывают, что гордятся своим богатством - они подали в ЦИК более подробные данные о своих доходах. Так, единоросс Роман Антонов, в мае прошлого года сообщивший Госдуме, что заработал в прошлом году только 3 млн рублей, в ЦИК представил данные о 70 млн. У его коллеги по партии Сергея Чижова доход вырос с 1,9 млн до 56 млн рублей.
ЦИК же нашел у единороссов только три недостоверных декларации. Сами депутаты объясняют расхождения техническими ошибками.
Замруководителя ФНС Даниила Егоров тоже выдвинул подобную версию. По его мнению, расхождения в версиях деклараций могут объясняться отсутствием единых правил заполнения деклараций, в результате чего некоторые виды доходов считаются по-разному.
Комментируя "Ведомостям" отказ ЦИК и ФНС разбираться в ситуации, замдиректора Transparency International Иван Ниненко отметил, что такой подход подтверждает, что существующая система публичного декларирования чиновниками имущества не работает, а механизм проверки деклараций отсутствует. Как указывают эксперты, фактически в настоящее время возможно только проверить соответствие задекларированных доходов выплаченному налогу.
В то же время никакие правовые последствия депутатам, допустившим намеренные неточности в декларациях, не грозят. Только в ноябре прошлого года были приняты поправки в антикоррупционное законодательство, в соответствии с которыми теперь проверять декларации депутатов все же будет кадровая служба Госдумы.