На суде по делу об уклонении налогов, в котором обвиняют скончавшегося в СИЗО Сергея Магнитского, выслушали первых свидетелей. Первой выступила Анастасия Герасимова, представитель Федеральной налоговой службы РФ. ФНС проходит по делу в качестве потерпевшей стороны. Вторым свидетелем стал коллега Магнитского и владелец компании Firestone Duncan Константин Пономарев. Герасимова сказала, что бюджету страны был причинен "ущерб на всех его уровнях", а Пономарев заявил, что сам разработал схему, которую Магнитский назвал незаконной, сообщает ИТАР-ТАСС.
Всего государственное обвинение планирует допросить 39 свидетелей по делу. Магнитский и директор фонда Уильям Браудер обвиняются в уклонении от уплаты налогов на сумму более 522 миллионов рублей. По данным следствия, речь идет о фальсификации налоговых деклараций и незаконном использовании льгот, предназначенных для инвалидов. Адвокаты семьи погибшего и защита главы компании не захотели участвовать в процессе. Родственники Магнитского настаивают на незаконности его уголовного преследования. В связи с этим суд принял решение назначить семье Магнитского и Браудеру государственного адвоката, напоминает "Интерфакс".
- Мать Сергея Магнитского призвала СМИ не распространять ложные обвинения
Доказательства вины аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского были озвучены в Тверском суде Москвы. Анастасия Герасимова отметила, что действиями подсудимых "был причинен ущерб бюджету на всех его уровнях" - местном, региональном и федеральном. Она рассказала, как был обойден налог на прибыль, составляющий в 2001 году 35%, который подразделялся на бюджет 3 уровней: местный - 5%, региональный - 19%, федеральный - 11%.
По словам Герасимовой, в Калмыкии было предусмотрено применение льгот на налог на прибыль при определенных условиях, одним из которых являлось инвестирование в экономику республики. Директором Hermitage Capital Браудером был создан "Колмыкский Бизнес-центр", куда инвестировались деньги созданных им предприятий.
"На самом деле в него была инвестирована 1 тысяча рублей, которая по своей сути и не может считаться инвестицией. Таким образом, организация не занималась инвестированием, но использовала льготу на налог на прибыль", - сказала представитель ФНС.
Герасимова рассказала также, что Браудер также незаконно использовал льготу, устанавливаемую при приеме на работу инвалидов. По ее словам, подсудимым была создана организация, состоящая из трех человек - самого Браудера и двух инвалидов, которые числились там формально. "Они числились финансовыми аналитиками, но никакой работы не совершали. При этом они не получали заработной платы, а лишь небольшое вознаграждение за то, что числились в этой фирме, но при этом имели иное постоянное место работы", - сказала она. В итоге обе фирмы Браудера платили вместо 35% по 5,5% налогов.
Также представитель ФНС поддержала сумму ущерба, составляющую более 522 миллионов рублей, назвав ее обоснованной. Герасимова уточнила, что всего в отношении этих организаций было проведено три проверки. Однако из-за якобы "липовых" документов мошеннические схемы выявить удалось не сразу.
Пономарев: Магнитский "продолжил реализовывать схему, которую сам же и критиковал"
Другой свидетель по делу, бывший коллега Магнитского Константин Пономарев, заявил в суде, что подсудимый применил бизнес-схему, которую он сам назвал незаконной, сообщает "Газета.Ru". "В рамках запроса клиента мы составили план для оптимизации их деятельности, чтобы обойти ограничения, имеющиеся на рынке. Магнитский выступал против этого плана, сказав в присутствии клиентов и Браудера, что это будет злоупотреблением права", - сказал Пономарев.
Он добавил, что сама схема была разработана им. "Мне в ходе предварительного расследования предъявляли документы на английском языке, это была адаптация моих наработок. Причем за десять лет Магнитский даже не изменил ничего. Мне было удивительно, что тогда он выступил против, а потом использовал эту схему", - рассказал он.
Также Пономарев сказал, что схема по тем временам не была незаконной. Однако Магнитский, по его словам, все равно ее осудил. "Он говорил, что формально мы закон не нарушаем, но по сути - это незаконно. Мы одной уловкой обходили другую уловку закона". Пономарев также отметил, что данную схему мог осуществить только Магнитский, так как другим людям не хватило бы для этого знаний. Он рассказал, что в аудиторской компании между партнерами произошел раскол, и Пономарев ушел, а его место занял Магнитский и "продолжил реализовывать схему, которую сам же и критиковал".
Насчет целей фонда свидетель высказался так: "Компания Hermitage Capital хотела приобрести акции ряда российских компаний, в том числе и "Газпрома", чтобы обойти существовавшие в то время ограничения для иностранных организаций".
Напомним, что фонд Уильяма Браудера Hermitage Capital, на который работал покойный юрист Сергей Магнитский, закрылся по решению управляющей компании HSBC. Сам Браудер заявил, что фонд был слишком мал, чтобы продолжать им заниматься. Браудер, против которого в России с недавних пор заведено уголовное дело, подчеркнул, что фонд закрывается исключительно по решению управляющей им HSBC.
Мать Сергея Магнитского призвала СМИ не распространять ложные обвинения
Наталья Магнитская обратилась к журналистам с просьбой не участвовать в сфабрикованном процессе против ее сына Сергея Магнитского, умершего в СИЗО, передает "Новая Газета".
"В связи с продолжением в Тверском суде Москвы посмертного процесса над моим сыном Сергеем Магнитским я обращаюсь к вам с просьбой не позволять себе быть вовлеченными в позорную акцию по посмертному осквернению его имени, не повторять заведомо ложные обвинения в его адрес и проявить таким образом уважение к его памяти, к чувствам родных и близких", - просит женщина.
Она выдвинула версию о причинах продолжающегося "дела Магнитского": "Тем, кому до настоящего времени не понятна цель этого судилища, хочу разъяснить, что нынешней власти нужен судебный документ, судебное решение о том, что мой сын якобы виновен в тех преступлениях, которые ему инкриминировали при его жизни. Такой документ власти необходим для того, чтобы скомпрометировать моего сына, именем которого назван закон, принятый против российских коррупционеров". Речь идет об американском законе, запрещающем въезд в США чиновникам, виновным в смерти Магнитского.
Наталья Магнитская добавила: "Вас никто не принуждает повторять заведомо ложные обвинения, составленные лицами, ответственными за то, что они целый год держали моего сына в качестве заложника, пытаясь добиться от него нужных им показаний и отказаться от разоблачения хищений 5,4 миллиарда рублей из бюджета страны".
Мать покойного аудитора призвала СМИ опубликовать "заявления и жалобы моего сына", которые имеются в открытом доступе на сайте его друзей и коллег "Остановить неприкасаемых".