В Петербурге 27 сентября проходят памятные мероприятия в честь императрицы Марии Федоровны, саркофаг с прахом которой был доставлен в Петергоф из Копенгагена в минувший вторник. В среду все желающие смогут проститься с императрицей, после чего она найдет вечное упокоение в царской усыпальнице Петропавловского собора.
Саркофаг с прахом бывшей принцессы датской Дагмар пока находится в храме святого Александра Невского. В этом семейном храме Романовых, который в эти дни украшен белыми и нежно-розовыми хризантемами, астрами и лилиями, в среду проходят панихиды по императрице.
Сама она вместе с мужем и детьми любила молиться в церкви, ставшей единственным в России образцом псевдоготического стиля и напоминавшей ей о Дании. Храм был построен в западноевропейском стиле по проекту немецкого зодчего Карла Шинкеля в 1834 году и получил название "Готическая капелла".
Отсюда в четверг траурный кортеж проследует через Царское Cело в Исаакиевский собор северной столицы - бывший кафедральный храм Российской империи. После панихиды, которую отслужит Алексий II, гроб будет препровожден в усыпальницу российских государей - собор Петропавловской крепости, где его предадут земле.
Как сообщил журналистам в среду министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, на организацию мероприятий в рамках церемонии перезахоронения императрицы Марии Федоровны в Петербурге из федерального бюджета было затрачено 30 млн рублей.
"Мы затратили минимальную сумму, хотя изначально мы запрашивали в десять раз больше денег, так как хотели провести реставрацию объектов по всему пути следования кортежа (с прахом – прим. ред.)", - приводит его слова "Интерфакс". По словам министра, от первоначального варианта пришлось отказаться в силу довольно сжатых сроков, обозначенных для организации церемонии.
В среду бронзовый бюст императрицы Марии Федоровне открыт на территории Военного инженерно-технического университета (ВИТУ) - бывшего Кавалергардского полка в Санкт-Петербурге. Это событие приурочили к перенесению праха императрицы в Россию и 125-летию со дня назначения супруги государя Александра III почетным шефом кавалергардов.
А накануне во второй половине дня возле дворца "Коттедж" в петергофском парке "Александрия" открыли бюст Марии Федоровны работы скульптора Андрея Клыкова. Как пишет "Коммерсант", присутствовавший на церемонии автор признался, что работать ему было "легко и приятно, поскольку такие очаровательные, правильные черты лица, как у императрицы, редко встретишь".
Все великие князья и княгини по традиции российской монархии брали покровительство над подразделениями армии и флота. Кавалергарды (конные гвардейцы) появились в России еще в царствование Петра Великого, а при императоре Павле I был сформирован полк, над которым с 1881 года стала шефствовать императрица.
В честь памятной даты состоялось торжественное построение личного состава университета, был отслужен благодарственный молебен. Парадный бюст императрицы работы скульпторов Вячеслава и Андрея Клыковых открыла праправнучка Марии Федоровны княгиня Ольга Андреевна. Вместе с ней на церемонии присутствовали другие потомки Дома Романовых - всем им вручены памятные серебряные медали.
Сегодня памятные мероприятия продолжаются также художественной выставкой "Придворный художник Лауренс Туксен" (из Датских королевских собраний и архивов России) в Эрмитаже. Кроме того, в Российской национальной библиотеке (РНБ) Санкт-Петербурга в среду проходит выставка, на которой представлены редкие книги, рукописи, эстампы, принадлежавшие императору Александру III, его супруге Марии Федоровне и другим представителям царской фамилии.
Открытие научной экспозиции материалов из личных императорских библиотек приурочили к церемонии перенесения в Россию праха бывшей принцессы датской Дагмар. Возможность прикоснуться к книжному наследию своих предков получили многочисленные потомки Дома Романовых, ставшие в эти дни гостями города на Неве.
"Собственные Их Императорских Величеств библиотеки" включали в себя целые собрания книг, гравюр, журналов, рукописных изданий по разнообразным областям знаний и искусству. Эти коллекции непрерывно пополнялись. Именно в царствование Александра Ш впервые был открыт широкий доступ в личные книгохранилища императоров для ученых, а также для представителей различных просветительских обществ и учреждений. Значительная часть дворцовой коллекции императорской фамилии хранится ныне в фондах РНБ.
Королева Дании Маргрете II считает важным "провести торжественную, красивую церемонию перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны на самом высоком уровне, достойном масштаба ее личности и той роли, которую она сыграла в истории".
Как заявила Ее Величество в интервью ИТАР-ТАСС, "сердце императрицы, бывшей датской принцессы Дагмары навсегда осталось в России". "Выйдя замуж за русского цесаревича, будущего императора Александра Ш, Мария Федоровна приняла Россию полностью, всей душой как свое новое отечество, - напомнила Маргрете II. - Императрица не только перешла в православную веру, что было естественным шагом, она овладела русским языком и воспринимала Россию как свою новую родину".
"Когда же ей пришлось покинуть Россию, Мария Федоровна считала себя настоящей эмигранткой, - сказала королева. - Поэтому идея перезахоронения праха императрицы представляется оправданной". Маргрете II считает, что "огромная подготовительная работа проведена как министерством иностранных дел Дании, так и внешнеполитическим ведомством России".
В Санкт-Петербург прах сопровождают кронпринц Фредерик и кронпринцесса Мэри. По словам Маргрете II, Фредерик "очень доволен, что на него возложена эта миссия, ведь он станет участником исторического события, интересного, знаменательного и очень важного".
Саркофаг с прахом российской императрицы доставил в Петербург фрегат датских ВМФ Esben Snarre. Как пишет "Коммерсант", тщательно продуманная церемония встречи праха Марии Федоровны началась с вынужденного изменения в сценарии.
Предполагалось, что гроб с датского корабля будет перегружен на российский катер в Кронштадте. Однако после торжественной встречи на рейде (российские суда подняли Андреевские флаги, корабль "Смольный" дал 31 артиллерийский залп) датский фрегат проследовал мимо набережной и скрылся за горизонтом по направлению к Петербургу. Оказалось, что причал Кронштадта оказался не приспособлен к приему такого рода судов, и "Эсбен Снарре" пришлось швартоваться возле морского вокзала на Васильевском острове. Здесь траурный груз с помощью крана перенесли на скромный катер "Пограничник", который доставил прах императрицы в Петергоф.
Там облаченная в траур, с черным платком на голове, Валентина Матвиенко получила от датской стороны протокол о передаче России царственных останков. Под звуки старинного русского гимна "Коль славен" процессия медленно двинулась к храму Святого Александра Невского. В храм гроб императрицы внесли под колокольный звон. На панихиде присутствовали представители датского, английского и греческого королевских домов, потомки Романовых, в том числе Ксения Юсупова-Сфири, праправнучка принцессы Дагмары.
Когда делегация высокопоставленных лиц удалилась, в Готическую капеллу открыли доступ рядовым гражданам. Перед тесным храмом образовалась очередь из петербуржцев, желающих проводить Марию Федоровну в последний путь. "Хотим извиниться перед императрицей за то, что сотворили с ее сыном и внуками большевики", - признавались многие. Примечательно, что далеко не все петербуржцы четко представляли, какую именно российскую царицу они поминали. Некоторые полагали, например, что жену Павла I. На этот случай организаторы подготовили брошюрки с биографией принцессы Дагмары.