Президент России Дмитрий Медведев подписал законы, касающиеся подсудности дел о террористических преступлениях, передает "Интерфакс" в понедельник со ссылкой на пресс-службу главы государства. Согласно сообщению, президент подписал Федеральный Закон "О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального Кодекса РФ", принятый Государственной Думой 23 декабря и одобренный Советом Федерации 25 декабря.
Теперь дела о терроризме можно передавать военным судам по ходатайству генерального прокурора РФ или его заместителя, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц. Решение принимает коллегия из трех судей Верховного Суда РФ.
- Предыстория: силовики нажаловались Медведеву на суды
- СМИ: Новый закон - попытка силовиков оправдать свои провалы
Новый закон "позволит, с одной стороны, оградить свидетелей и потерпевших от давления со стороны соучастников и родственников подсудимых, а с другой - обеспечить непредвзятое и объективное рассмотрение дела и воздать террористам по заслугам", считает глава комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
Окружные военные суды (ОВС) были выбраны в качестве судов, которые могут разобраться в таких делах наиболее "объективно и беспристрастно", по-видимому, потому, что они изначально формировались по принципу расположения военных округов в стране, то есть не были жестко привязаны к какой-либо административной единице или субъекту РФ. Председатель Верховного Суда (ВС) Вячеслав Лебедев и раньше не раз заявлял о необходимости в ближайшей перспективе создать судебные округа, которые не совпадали бы с территориальным делением. Это служило бы одной из основных гарантий независимости суда от местных властей.
теракта в Назрани, когда террорист-смертник подорвал начиненную взрывчаткой "ГАЗель" прямо во дворе городского ОВД (25 человек погибли, более 160 пострадали). Президент России Дмитрий Медведев выступил тогда с резкой критикой правоохранительных органов, отстранил от должности главу МВД Ингушетии, а министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву велел "навести порядок в милиции".
В свою очередь силовики заявили, что эти суды, в том числе и с участием присяжных, служат препятствием в борьбе с террористами. Так, председатель СКП Александр Бастрыкин посетовал, что его ведомство в судах "не находит должной поддержки". Кроме того, Бастрыкин заявил, что суды присяжных в Северо-Кавказском регионе "оказались неэффективными".
Тогда президент выступил с инициативой о внесении поправок в УПК, предложив изменить принцип территориальной подсудности по делам экстремистского и террористического характера на Кавказе. Накануне съезда "Единой России" спикер Госдумы Борис Грызлов доложил президенту, что партия власти предлагает отдать дела террористического характера и экстремистской направленности окружным военным судам, где будет создана возможность рассмотрения указанных дел, в том числе и судами присяжных.
Причем изначально речь шла и о том, чтобы обвиняемых в терроризме и экстремизме судили в (ВС) РФ. Но здесь, по мнению Грызлова, как минимум две проблемы: участники разбирательства не могут обжаловать решение ВС и нет возможности, чтобы в суде принимали участие присяжные. "Мы хотели бы рассмотреть возможность передачи этих дел не только в Верховный Суд, но и окружные военные суды и соответственно создать в окружных военных судах систему присяжных заседателей", - сказал Грызлов.
Между тем, аргументация эта выглядела несколько странно, отмечали критики. Приговоры ВС на самом деле не только подлежат обжалованию, но и с успехом обжалуются в кассационной и надзорной инстанциях ВС. Кроме того, де-юре в Федеральном Законе "О судах присяжных" есть норма, регулирующая формирования коллегий присяжных заседателей в Верховном Суде. Лишь де-факто процессов с их участием там никогда не было.