Фотографу Мари Басташевски, гражданке Дании, которая работает над темой похищений людей на Кавказе, отказано во въезде в Россию, сообщает "Радио Свобода".
Мари Басташевски начала снимать фотопроект под названием "Статья 126 (Похищения на Кавказе)" больше двух лет назад, когда прочитала в интернете сводки правозащитного центра "Мемориал" об убийствах мирных жителей, похищениях людей, внесудебных казнях. Она стала ездить в Чечню, Ингушетию, Дагестан, встречаться с родственниками исчезнувших людей и снимать их опустевшие жилища, рассказывает радиостанция.
Главным помощником Барташевски в работе была похищенная и убитая 15 июля прошлого года правозащитница из "Мемориала" Наталья Эстемирова, и Мари собиралась вернуться в Грозный этим летом в том числе для того, чтобы наконец заставить себя зайти и в ее пустую квартиру. Однако это оказалось невозможным, отмечает "РС".
- Год убийства Эстемировой - Медведев и СКП "установили" заказчика
По ее данным, 23 июня Басташевски обратилась в посольство России в Копенгагене за журналистской визой. Через положенные три дня ей ответили, что "вопрос еще рассматривается в Москве". Дальнейшие трехнедельные попытки Мари выяснить судьбу своего запроса сначала в посольстве, потом в отделе печати МИД, затем в самом МИД успеха не имели: "Меня переправляли от одного чиновника к другому, как шарик для пинг-понга, не давая никакого официального ответа - ни "да", ни "нет".
Позднее выяснилось, что Басташевски находится в списках лиц, которым запрещен въезд в Россию. Об этом в ответ на просьбу прояснить судьбу обращения за визой сообщил радиостанции старший советник МИД Александр Южанин. Центр общественных связей ФСБ РФ, которая составляет списки "нежелательных" иностранцев, на вопрос о причинах и сроках запрета пока не ответил.
Сама Мари Басташевски уверена, что запрет на въезд в РФ связан с ее работой. Она рассказала, как в свою последнюю командировку на Кавказ, закончившуюся в январе, она была задержана сначала в Дагестане, а затем в московском аэропорту Шереметьево, при этом все содержимое ее компьютера было изучено.
"Меня задержали по дороге из Махачкалы в Хасавюрт 17 января сотрудники миграционной службы, остановив маршрутку, в которой я ехала. За мной, вероятно, следили. Сначала эти люди без формы пытались допрашивать меня, не предъявляя документов, потом отвезли в ФМС. Меня обвинили в том, что я больше трех дней находилась в Махачкале без регистрации, хотя во-первых, это было не так, потому что я постоянно выезжала из города, а во-вторых, они не могли знать, когда я приехала, потому что мои документы последний раз проверяли за 23 дня до этого. Но под давлением и из-за спешки - я торопилась на самолет в Москву - я согласилась заплатить штраф в 500 рублей. Видимо, это было ошибкой", - говорит Басташевски.
"На самолет в Москву я все равно опоздала, так как машина без номеров высадила меня с чемоданом в лесу. В аэропорту Шереметьево, откуда я через день улетала в Копенгаген, история продолжилась. Еще до регистрации ко мне подошла девушка, представившаяся сотрудницей таможни, и сказала, что мне необходимо пройти с ней на досмотр. Меня провели за штору и вытряхнули все вещи, забрали ноутбук и фотоаппарат. Содержимое компьютера было скопировано. На мой взгляд, все это было незаконно, однако я не хотела поднимать шум, понимая, что мне надо продолжать работу в России и не желая осложнять отношения с властями. Видимо, это тоже было неверным решением", - сетует Мари.
В июне этого года фотографии из ее "Статьи 126" выставлялись в Нью-Йорке в рамках проекта "Сдвигая стены" Института "Открытое общество". Журнал New Yorker назвал работу Мари Басташевски "самой храброй" из представленных, отмечает "РС". На сайте радиостанции также опубликованы фотографии, ставшие причиной опалы датской журналистки в России. Они действительно сводятся к тому, чтобы точнее запечатлеть жилище пропавшего человека.
Напомним также, что после убийства Натальи Эстемировой правозащитному центру "Мемориал" пришлось на время приостановить работу своего отделения в Чечне, а глава этого правозащитного центра Олег Орлов подвергся уголовному преследованию за свое заявление, в котором он связал президента Чечни Рамзана Кадырова с гибелью Эстемировой.