Во время кампании перед думскими выборами президент России Владимир Путин или его преемник может вступить в "одну из политических партий", которая впоследствии наберет конституционное большинство в Госдуме и получит право накладывать вето на решения следующего главы государства. Такую версию ближайшего будущего российской политической системы после выборов 2007-2008 годов озвучил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Действующий президент Владимир Путин, по версии Шохина, может возглавить Конституционный суд России.
Говоря об "одной из политических партий" Шохин, вероятнее всего, имел в виду партию власти "Единая Россия". При вступлении в нее преемника президентские выборы 2008 года, по сути, станут формальностью, а конкретные имя и фамилия преемника президента не будут нести особой смысловой нагрузки, так как преемственность курса формально будет сохранена, пишет "Время новостей".
Глава РСПП полагает, что демонстрацией такой преемственности было участие в недавнем Петербургском экономическом форуме обоих нынешних потенциальных преемников президента - первых вице-премьеров Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Правда, ближе к выборам 2008 года, предположил Александр Шохин, преемником может стать и кто-то другой, но им, скорее всего, будет человек, за спиной которого нет существенных финансовых ресурсов - чтобы избежать нового передела собственности.
Кстати, буквально через день после этих предположений Шохина лидер "Единой России" Борис Грызлов и руководитель предвыборного штаба единороссов Вячеслав Володин заявили, что в первой тройке федерального списка их партии может оказаться "один из вице-премьеров".
Аналитики склонны полагать, что будущий президент будет беспартийным
Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что избиратели хотели бы видеть президента, не входящего ни в одну из политических партий, и уже сейчас готовы голосовать за любого преемника. По словам Макаркина, появление преемника в списке "Единой России" - это сценарий, который был актуален и активно обсуждался до того момента создания "Справедливой России".
"В ситуации, когда преемник возглавил бы список "Единой России", она бы получила дополнительные очки - аппаратные, имиджевые. Но проблема в том, нужна ли Кремлю новая КПСС, которая будет усиливать влияние? Появление "Справедливой России" говорит о том, что не нужна. Наиболее вероятен сценарий, когда преемник не входит ни в одну из политических сил, а они его просто поддерживают. Кроме того, согласно опросу, проведенному "Левада-Центром", избиратели уже сейчас готовы проголосовать за любого преемника. А раз так, то раскрутка преемника на парламентских выборах сугубо факультативна", - сказал Макаркин.
Ведущий научный сотрудник Института географии РАН Дмитрий Орешкин считает, что "Единой России" преемник в списке принес бы выгоду, она бы тогда стала государствообразующей партией: "Но я думаю, что это потребует слишком ответственного решения на слишком ранней фазе. То есть если кто-нибудь из вице-премьеров войдет в тройку "Единой России", это будет довольно резкое политическое движение, которое сразу вызовет жесткое противодействие всех остальных групп влияния, участвующих в этой игре".
Орешкин отметил, что, если кто-то из вице-премьеров окажется в списке "Единой России", он не обязательно станет преемником. Не исключено, что симметрично отреагирует "Справедливая Россия", а самый серьезный претендент на президентство будет до последнего оставаться беспартийным.
Независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков полагает, что "Единой России" хотелось бы, чтобы преемник вступил в их партию, стал бы ее лидером или хотя бы членом, так как это позволит победить во внутренней конкуренции со "Справедливой Россией". Но даже если это произойдет, "Единая Россия" все равно не станет государствообразующей структурой, потому что в России такой структурой является бюрократия, а не парламентские партии, считает депутат.
Первый заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной думы Иван Мельников не видит особой выгоды для реального кандидата в президенты от власти входить в тройку "Единой России": "Понятно, что "Единой России" хотелось бы иметь не просто вице-премьера, а будущего президента в своих списках. Но произойти это может разве только в том случае, если на момент попадания в список ни руководство "единороссов", ни сам тот или иной вице-премьер не будут знать наверняка, как развернется операция "преемник".
Один из лидеров КПРФ согласен с политологами, что перед партией власти остро стоит вопрос усиления позиций. "Но кое-что здесь зависит и от той группировки в Кремле, которая финансирует и продвигает мироновскую "Справедливую Россию". Если они будут набирать обороты, в "Единой России" будут более склонны к риску и к более четкому позиционированию в качестве партии власти номер один. Если нет, то и смысла рисковать не будет. Думаю, решение - оставаться претендентам на президентство "над" схваткой или участвовать в ней (в парламентских выборах. – прим. ред. "Время новостей") - примет Владимир Путин".
Член фракции "Единая Россия" в Госдуме Михаил Гришанков напомнил, что несколько членов кабинета министров уже вступили в партию. А значит, вполне возможно, что и преемник президента присоединится к ней: "Я считаю, что будущему президенту нужна какая-то партийная окраска, чтобы было понятно, каких политических взглядов он придерживается".
Эксперты сомневаются в назначении Путина председателем КС
В перспективе того, что Владимир Путин может стать председателем Конституционного суда, оставаясь при этом активным участником политического процесса и "выступая в роли третейского судьи" по наиболее важным вопросам российской политики, например при внесении изменений в Конституцию, аналитики и депутаты сомневаются. Большинство из них признали должность главы КС слишком теневой и не соответствующей амбициям Владимира Путина.
Алексей Макаркин полагает, что Владимир Путин во главе Конституционного суда - это экзотика. 95% того, чем занимается Конституционный суд, - это вопросы, которые волнуют очень ограниченное число граждан. "Функции КС не предусматривают активного участия его председателя в политике. Был только один такой прецедент в 1993 году, когда тогдашний и, кстати, теперешний председатель суда Валерий Зорькин пытался играть политическую роль, примиряя Бориса Ельцина и Руслана Хасбулатова, но закончилось все это плохо", - напомнил аналитик.
По словам Дмитрия Орешкина, идея, что Владимир Путин может возглавить Конституционный суд, впервые появилась полгода назад, когда муссировался вопрос переезда Конституционного суда в Петербург. По мнению аналитика, это удобная позиция: личная неприкосновенность гарантируется, но в то же время сохраняются влиятельность и политический статус: "Все зависит от того, как сам Путин видит свое будущее. Захочет - станет председателем Конституционного суда, не захочет - не станет".
Владимир Рыжков считает, что Владимир Путин скорее сохранит руководство Советом безопасности, останется председателем Госсовета или возглавит совет директоров некоей новой энергетической суперкомпании.
Иван Мельников также склоняется к мысли, что Владимир Путин возглавит крупную международную энергетическую компанию. Вариант "украинской реформы", когда реальная власть перейдет в руки премьер-министра, опирающегося на думское большинство, а президент останется символической фигурой, аналитики рассматривают с определенным скептицизмом, но окончательно от него не отказываются.