В центре Грозного в четверг проходит акция протеста в связи с обысками и досмотрами домов жертв "группы Ульмана". 15 родных и дальних родственников, а также односельчан погибших от рук спецназовцев подозревают в похищении исчезнувших во время суда трех офицеров - капитана спецназа ГРУ Эдуарда Ульмана и его подчиненных лейтенанта Александра Калаганского и прапорщика Владимира Воеводина. С начала апреля их местонахождение неизвестно. Но все они заочно приговорены судом к 14, 11 и 12 годам лишения свободы соответственно.
Сегодня в сквере на перекрестке улиц Революции и Мира собрались около 400 пикетчиков. Митинг организован Общественной палатой и координационным советом неправительственных общественных организаций. Власти Чечни дали согласие на проведение этой акции.
По мнению представителей НПО, распоряжение Генпрокуратуры РФ не только нарушает конституционные права граждан, но и означает возврат к практике тотальных "зачисток", которые использовались военными в первые годы "контртеррористической операции" в республике.
Как заявили изданию "Кавказский узел" организаторы митинга, "намерение Генпрокуратуры, которая поддалась на провокационные заявления чеченофоба Дмитрия Рогозина о том, что к исчезновению убийц мирных жителей Чечни Ульмана и его подельников причастны чеченцы, провести обыски в горных селах, откуда были жертвы "ульмановцев", - это вопиющее нарушение всех человеческих норм и конституционных прав граждан республики".
Депутат Госдумы Дмитрий Рогозин, ссылаясь на "свой источник" заявил, что "группа Ульмана" была похищена, и, возможно, убита чеченцами. После этого Генпрокуратура направила письмо в правоохранительные органы, с требованием допросить жителей селений Дай и Нохч-Келой высокогорного Шатойского района Чечни на предмет их причастности к похищению спецназовцев.
"Для нас совершенно очевидно, что за этим стоит попытка пустить следствие по ложному следу. Группу Ульмана никто не похищал. Мы уверены в том, что все они находятся в полном здравии и либо спокойно живут у себя дома, либо скрываются на одной из военных баз у своих друзей из ГРУ, возможно, за пределами России. Например, в Приднестровье, Южной Осетии или где-либо еще", - заявил правозащитник, отметив, что на Рагозина "давно бы уже пора завести уголовное дело за разжигание межнациональной розни и ксенофобию".
Стоит отметить, что, комментируя предположение о похищении офицеров чеченцами, анонимный представитель Ростовской областной прокуратуры признался "Коммерсанту", что органы дознания не считают эту версию жизненной, но думают, что если бы чеченцы решили расправиться с офицерами, то покончили бы с ними еще в Ростове-на-Дону. Однако, производя необходимые формальности для выполнения поручения Генеральной прокуратуры, Ростовская областная прокуратура разослала в несколько регионов России, в том числе и в Чечню, письменные поручения о проведении проверочных мероприятий для поиска пропавших спецназовцев.
Как сообщил "Интерфаксу" уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев, в настоящее время идет сбор подписей под письмом протеста в адрес Генпрокуратуры РФ. "В рамках Конституции РФ, всеми доступными методами мы будем защищать права жителей Чеченской республики, пострадавших в ходе военных действий от рук как представителей силовых структур, так и боевиков. В отдельных случаях, к сожалению, приходится идти и до Европейского суда по правам человека", - отметил Нухажиев.
Он подчеркнул, что участники акции протеста "расценивают официальное письмо Генеральной прокуратуры, в котором предписывается досматривать жилые и нежилые помещения всех родных и близких жертв "группы Ульмана", а также односельчан, живущих в населенных пунктах Дай и Нохч-Келой, как попытку оказать психологическое давление на жителей Чеченской республики, чтобы заставить их отказаться от стремления привлечь в судах к уголовной ответственности военнослужащих, виновных в гибели родных и близких".
Напомним, что в январе 2002 года разведгруппа спецназа ГРУ в количестве 12 человек под командованием Ульмана в районе населенного пункта Дай Шатойского района Чечни обстреляла УАЗ, водитель которого не прореагировал на приказ остановиться. Сидевший в машине директор Нохч-Келойской школы был убит, двое пассажиров получили огнестрельные ранения. Спецназовцы вывели оставшихся в живых пятерых чеченцев и запросили по рации командование о дальнейших действиях. Согласно данным следствия, после того, как им было передано распоряжение уничтожить свидетелей расстрела автомобиля УАЗ, Калаганский и Воеводин открыли огонь по задержанным, среди которых была беременная женщина.
На минувшей неделе следователи прокуратуры Чечни вызвали на допрос по делу об исчезновении "группы Ульмана" руководителя Правозащитного центра Чечни Микаила Эжиева. Правозащитник присутствовал на судебных слушаниях делу Ульмана в Ростове, представляя интересы потерпевшей стороны.