Для приведения в чувство заложников после операции спецназа в здании Театрального центра на Дубровке использовался препарат "Налоксон", применяемый для выведения людей из-под действия наркоза после операции. Об этом РИА "Новости" сообщил помощник министра здравоохранения России Александр Жаров.
Он отметил, что этот препарат является универсальным средством, который также используется для выведения организма человека из состояния глубокого алкогольного или наркотического опьянения.
По словам Жарова, "недостатка в препарате не было, и всем нуждающимся были сделаны инъекции".
Как отметил помощник главы Минздрава, врачи считают, что причиной гибели заложников, освобожденных в результате операции, явилось их состояние здоровья на момент штурма.
"Наиболее уязвимыми в той ситуации стали люди, которые страдали теми или иными заболеваниями", - сказал Жаров. Он напомнил, что уже в ходе самих переговоров с террористами переговорщики, в числе которых был известный детский хирург Леонид Рошаль, выяснили, что среди заложников было немало людей, страдавших бронхиальной астмой, нарушением ритма сердца, ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом. Находясь в руках террористов они нуждались, но не получали соответствующих лекарственных средств, сказал Жаров.
По его словам, при этом заложники находились в закрытом помещении, и у них ощущался недостаток кислорода. Кроме того, организм был обезвожен из-за отсутствия питья.
Жаров также отметил, что на состояние людей отрицательно повлияла стрессовая ситуация, что существенно снижает иммунитет человека.
Название газа, примененного при штурме, неизвестно даже врачам
Какие спецсредства применялись при штурме Дома культуры на Дубровке, лечащим врачам неизвестно. Об этом сообщил директор НИИ скорой помощи им. Склифосовского Александр Ермолов. Он отметил, что никаких "специальных антидотов в таких случаях не применяется". Помощь бывшим заложникам оказывалась в зависимости "от симптоматики".
По словам Ермолова, в основном в НИИ им. Склифосовского поступили пострадавшие с нарушением функции органов дыхания. Некоторым из них потребовались легкие методы лечения, в частности, применение воздуховодов.
Примерно половине пострадавших "потребовалась интубация трахеи и вентиляция органов дыхания до пяти часов".
Всего в институт было направлено 42 бывших заложника. Восемь пострадавших остаются в реанимации, одна женщина, по словам Ермолова, "в очень тяжелом состоянии".
Главный врач госпиталя Всероссийского центра "Медицина катастроф" Ирина Назаров в интервью "Эху Москвы" подтвердила, что врачи не знали, какое спецсредство было применено в ходе операции по освобождению заложников в Москве.
"Мы не знали, какое спецсредство было применено в ходе штурма. О том, что был применен газ, мы поняли на месте", - рассказала она.
Спецсредство, которое было применено во время штурма, обладало "легким наркотическим эффектом - больные засыпали, были в сонном состоянии", сказала Назарова. "Выбирали наиболее тяжелых и смотрели на дыхание, адекватность дыхательной, сердечно-сосудистой функций и сознания", - рассказала врач. У некоторых больных дыхание после начала проведения искусственной вентиляции легких восстанавливалось очень быстро - через 10-15 минут.
По ее словам, врачи на месте вводили пострадавшим антидоты, которые имелись у них в наличии. Эти препараты, сообщила Назарова, были в кратчайшие сроки доставлены в больницы и на место теракта.