Конституционный суд России постановил, что психически больных нельзя принудительно помещать в стационар более чем на 48 часов без судебного решения. Как сообщили в среду ИТАР-ТАСС в пресс-службе КС, такое определение было вынесено по жалобе москвички Надежды Хорошавцевой.
Два года назад она была принудительно помещена в психиатрический стационар. По ее мнению, примененные при этом нормы гражданско-процессуального кодекса и закона о психиатрической помощи нарушают сразу девять статей Конституции.
КС отметил, что в феврале нынешнего года уже вынес решение по похожему делу - об обстоятельствах признания недееспособным петербуржца Павла Штукатурова. Тогда суд постановил, что принудительная госпитализация в психиатрический стационар по своей природе не отличается от ареста и поэтому невозможна без судебного решения.
Действующая же практика вынуждает судей автоматически продлевать срок пребывания в психиатрической больнице и только потом решать вопрос о правомерности. По мнению КС, она противоречит самим задачам законодательства о психиатрической помощи и международно-правовым актам. В частности, КС сослался на целый ряд решений Страсбургского суда.
Кроме того, КС постановил, что для проведения заседания суда в помещении психиатрического стационара недостаточно одного лишь ходатайства врачей. Подобное решение возможно лишь в исключительных случаях и не должно зависеть от усмотрения одного из участников процесса, считает КС.
"Роль суда в таких случаях не может сводиться лишь к формальному удовлетворению заявления о принудительной госпитализации гражданина или о продлении ее срока" - отмечается в определении.
Вместе с тем в нем оговорено, что принудительная госпитализация без предварительного судебного решения при тяжелых психических состояниях, когда лицо представляет опасность для себя или окружающих, оправданна, поскольку характер опасности, как следует из закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", требует оперативного реагирования.
Отметим, что если человека поместили в психиатрическую лечебницу и тем самым признали недееспособным, он становится "юридическим нулем": не может принимать решений, отстаивать свои права и даже оспаривать сам факт признания себя недееспособным.
При этом помещение человека в психостационар может принести выгоду его опекунам. Например, в случае с 26-летним Павлом Штукатуровым, которого отправила в лечебницу собственная мать, а также в целом ряде других подобных случаев, опекуны получали право распоряжаться жильем "подопечных".
История и современность знают также множество случаев так называемой "карательной психиатрии" - как одной из форм борьбы с политическими противниками.
Так, к примеру, произошло два года назад с оппозиционеркой из "Объединенного гражданского фронта" Ларисой Арап и с активистом "Другой России" Артемом Басыровым.