В Российской академии наук в среду состоится одно из ключевых событий - выборы ее нового президента. Впервые после 1991 года кресло главы РАН должно достаться кому-то из трех претендентов - Владимиру Фортову, Жоресу Алферову или Александру Некипелову
Russian Look
В Российской академии наук в среду состоится одно из ключевых событий - выборы ее нового президента. Впервые после 1991 года кресло главы РАН должно достаться кому-то из трех претендентов - Владимиру Фортову, Жоресу Алферову или Александру Некипелову Фортов и Алферов - ранее покинули Общественный совет при Миноборнауки из-за несогласия с политикой министра Дмитрия Ливанова. Тот жестко раскритиковал РАН, обозвав ее "неэффективной, недружелюбной и архаичной системой"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Российской академии наук в среду состоится одно из ключевых событий - выборы ее нового президента. Впервые после 1991 года кресло главы РАН должно достаться кому-то из трех претендентов - Владимиру Фортову, Жоресу Алферову или Александру Некипелову
Russian Look
 
 
 
Фортов и Алферов - ранее покинули Общественный совет при Миноборнауки из-за несогласия с политикой министра Дмитрия Ливанова. Тот жестко раскритиковал РАН, обозвав ее "неэффективной, недружелюбной и архаичной системой"
Russian Look
 
 
 
Андрей Гейм
Reuters

В Российской академии наук в среду состоится одно из ключевых событий - выборы ее нового президента. Впервые после 1991 года кресло главы РАН должно достаться кому-то из трех претендентов - Владимиру Фортову, Жоресу Алферову или Александру Некипелову. Первый в этом списке - тот, кого поддерживает президиум академии, поясняет ИТАР-ТАСС. Теперь слово за Общим собранием РАН, а окончательное - за президентом России, который утверждает нового главу академии.

В академических кулуарах не исключают и варианта, когда никто из кандидатов в трех турах не наберет необходимых 50% плюс один голос от числа участников Общего собрания. Тогда не менее чем через четыре месяца должны состояться новые выборы, где претендентами будут уже новые люди. А на этот срок РАН возглавит один из вице-президентов, рассказывает "Российская газета".

Ситуация в академии сейчас мягко говоря непростая. Все три кандидата утверждают, что речь идет ни много ни мало о спасении РАН. Но из всех лишь вице-президент Александр Некипелов наиболее пессимистичен в своих оценках: "Само будущее Российской академии наук под угрозой. И если дело будет продолжаться таким же образом, то академия наук не устоит", - заявляет он.

Как напоминает Русская служба BBC, два других кандидата - Фортов и Алферов - ранее покинули Общественный совет при Миноборнауки из-за несогласия с политикой министра Дмитрия Ливанова. Тот жестко раскритиковал РАН, обозвав ее "неэффективной, недружелюбной и архаичной системой". После этого сотрудники академии в открытом письме потребовали у Ливанова публичных извинений.

Андрей Гейм: РАН - "дом для престарелых", а университеты - "детский сад"

Однако приехавший в Россию "улучшать науку" лауреат Нобелевской премии по физике Андрей Гейм сразу же выступил в поддержку министра в его подходе к реформированию РАН. Ученый заявил, что в академии много достойных людей, которые хотят ее реформировать, но боятся это делать.

"Если мы посмотрим на сегодняшнюю академию, то, извините, никого не хочу обидеть, она похожа на дом для престарелых", - сказал Гейм, выступая на Общественном совете министерства образования в РИА "Новости". "РГ" как раз отмечает, что средний возраст российских академиков - 74,7 лет.

"С другой стороны, если посмотрите на университеты и на их уровень науки - это детский сад. Нет людей, которые достигли настоящего научного уровня", - полагает Гейм, уроженец Сочи, бывший научный сотрудник в Институте проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов РАН в подмосковной Черноголовке, а ныне гражданин Голландии, глава Центра мезонауки и нанотехнологии Манчестерского университета (Англия).

Правда, в интервью "Газете.ru" Гейм оговорился, что высокой оценки заслуживают "физтех, МГУ, Новосибирский университет и ряд других, это совершенно другая история". А "в большинстве провинциальных университетов нет людей, нет инфраструктуры, опыта, как делать науку".

Ученому есть с чем сравнивать - по его собственным словам, он знает и понимает систему науки и высшего образования на Западе - в той же Голландии, в Германии, в Англии. "Если что-то из моего опыта может пригодиться, особенно там, где образование, в том числе высшее, то я готов его использовать", - сказал он.

"Академия исторически сложилась после развала СССР, где она, по правде говоря, работала. Теперь, когда вся политическая система в России устроена так, как на Западе, а не как в Китае, отделение высшего образования от Академии стало большим тормозом в развитии науки и высшего образования", - считает Гейм.

"Академия за границей - это очень почетный клуб советников. Академия в России по историческим причинам совмещает в себе исполнительную и законодательную власть в науке, и вы знаете, чем это обычно кончается. Ждать того, что она себя реформирует, наверное, большой надежды нет", - заключил он.

"Нужно что-то в этом деле делать. И я на стороне Ливанова, который хочет что-то делать. Я на стороне тех, кто это понимает, и против тех, которые говорят: дайте нам больше денег. С такими я хочу бороться", - подчеркнул Гейм "Интерфаксу" после заседания во вторник. "Вместо того, чтобы ругаться, поляризоваться, говорить "давайте нам больше денег - мы их шапками закидаем", нужно собраться, перестроить систему", - повторил он. Ученый призвал "начинать объединение университетов, сливание их с академическими университетами". "Если мы не хотим в России идти своим уникальным путем еще раз, то других вариантов нет", - подытожил Гейм, избранный почетным председателем Общественного совета.

"Слон, которого никто не замечает"

Говоря про Дмитрия Ливанова, Андрей Гейм заявил, что российское общество должно быть благодарно министру образования и науки за то, что он работает в условиях такого прессинга, когда против него настроены буквально все, включая РАН, Госдуму и прессу. "Если такое произошло с каким-нибудь британским министром, то он бы застрелился. Российское общество должно выразить глубокую благодарность Дмитрию Викторовичу. Тот не имеет врагов, кто ничего не делает", - цитирует физика РИА "Новости".

Главная проблема в отношениях РАН и Минобрнауки, по мнению Гейма, в том, что они оба являются конкурирующими "министерствами" науки: "Слон, которого никто не замечает в комнате, состоит в том, что есть два министерства науки. Это уникальность России на сегодняшний день. И это проблема будет всплывать и всплывать".

Сам Ливанов на том же заседании Общественного совета при своем министерстве заявил, что подаст в отставку, если "возникнет ощущение, что я не смогу эффективно работать в сложившейся обстановке". "Жизнь у человека ограниченна, поэтому надо заниматься только тем, что приносит результат", - добавил он.

Отставка замминистра Федюкина: власть "отомстила" за "удар в спину"

Немногим ранее министр принял отставку своего заместителя Игоря Федюкина. Тот, покидая пост, заявил, что надеется "хотя бы отчасти снизить то беспрецедентное и нарастающее с каждым днем напряжение, которое сейчас сложилось вокруг принимаемых министерством решений". При этом он выразил глубокое уважение Ливанову "за его смелость и его преданность российской науке".

Однако, как пишет "Коммерсант", отставка Федюкина, судя по всему, стала для него вынужденной. Так, во вторник, после первых, пока еще опровергавшихся сообщений об увольнении, на сайте Генпрокуратуры появилась информация о найденных нарушениях в департаменте, который курировал замминистра. А уже в обед отставка чиновника была официально подтверждена.

Источник газеты в Минобрнауки высказал мнение, что Генпрокуратура опубликовала сообщение только для того, чтобы надавить на Федюкина. "История с Генпрокуратурой вообще не имеет к нему отношения: проверка ведомства прошла давно", - пояснил он.

Игорь Федюкин сыграл существенную роль в доведении работы антиплагиаторской комиссии до результата, отметил "Ведомостям" член комиссии биолог Михаил Гельфанд. "Атака на министерство началась, когда высокопоставленные деятели с фальшивыми диссертациями сообразили, что любое наведение порядка в этой сфере неминуемо затронет и их", - считает ученый, входящий в Координационный совет оппозиции.

А политолог Алексей Макаркин рассуждает так: действия комиссии были в русле разоблачений плагиаторов оппозицией, власть сочла это ударом в спину. Если бы не это, министерству простили бы ссоры и с академиками, и с ректорами, убежден эксперт.