В ближайшую пятницу, 1 ноября, на утверждение президенту Владимиру Путину поступит окончательный вариант концепции единого учебника истории России
Russian Look
В ближайшую пятницу, 1 ноября, на утверждение президенту Владимиру Путину поступит окончательный вариант концепции единого учебника истории России Особенно горячие споры с лета ведутся по двум разделам. Один из них, естественно, касается эпохи сталинизма
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В ближайшую пятницу, 1 ноября, на утверждение президенту Владимиру Путину поступит окончательный вариант концепции единого учебника истории России
Russian Look
 
 
 
Особенно горячие споры с лета ведутся по двум разделам. Один из них, естественно, касается эпохи сталинизма
 
 
 
Школы вернутся к линейному принципу преподавания истории - когда материал дается постепенно, по хронологии
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

В ближайшую пятницу, 1 ноября, на утверждение президенту Владимиру Путину поступит окончательный вариант концепции единого учебника истории России. Выступая в начале года с инициативой его создания, глава государства среди прочего указал на необходимость избавить учебники от двойных толкований. В итоге в концепции перечислены требования к новым учебникам истории, отдельно выделены новые темы и трудные вопросы. Но до идеальных учебников, которые устраивали бы учеников, их родителей, учителей и ученых все равно еще далеко, пишет "Российская газета".

Общественное обсуждение концепции началось в сентябре. Самым сложным остается вопрос освещения советского периода, сказал на прошлой неделе РИА "Новости" директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

Особенно горячие споры с лета ведутся по двум разделам. Один из них, естественно, касается эпохи сталинизма. Самые черные страницы в жизни страны политкорректно названы "сталинским социализмом", сообщает "Независимая газета". С оригинальными трактовками может ознакомиться любой желающий: "Коммерсант", например, публикует полный текст концепции (в pdf-формате).

Вот некоторые цитаты из раздела "Советское общество в 1920-е - 1930-е годы", который, по оценке НГ, написан в комплиментарном духе в отношении власти и полон пропагандистских утверждений:
"Политика "военного коммунизма" завела страну в тупик. <...> Однако страна нашла в себе силы не только для восстановления хозяйства в условиях новой экономической политики (нэп), но и для стремительного экономического рывка в годы первых пятилеток";
"В 1920-е гг. в Советском Союзе проводилась политика по развитию национальных культур, решению межнациональных проблем на основе идей пролетарского интернационализма. <...> Ряд прогрессивных социальных реформ были осуществлены в это время в СССР впервые в мире";
"Опережающими темпами развивалась военная промышленность, а также связанная с военными разработками наука. Тем самым были заложены основы для Победы 1945 г., а также для послевоенных достижений в области космических и ядерных технологий и др."
.

Далее авторы концепции немногословно отмечают, что "развитие СССР в 1920-30-е годы носило противоречивый характер. С одной стороны - ускоренная модернизация промышленности, культурная революция, развитие образования и науки, "социальные лифты". С другой стороны - свертывание демократии, поиски "врагов народа" и массовые репрессии. Рядом с индустриальными гигантами первых пятилеток выстроились лагерные вышки ГУЛАГа, где использовался принудительный труд заключенных"..

При этом число погибших от массовых репрессий, как и количество лагерей, нигде не указывается, хотя есть число погибших от голода и эпидемий - от 3 до 6 миллионов человек. Впрочем, и те цифры, что есть в тексте концепции, могут быть убраны: и про голод 30-х, и про голод 46-47 годов. "Потому что на самом деле непонятно, как считать - непонятно, кто погиб от голода, кто от тех самых эпидемий и болезней", - сказал НГ исполнительный директор "Ассоциации учителей истории и обществознания", замдиректора по научной работе Института всеобщей истории РАН Денис Секиринский.

Раздел истории начала XXI века, или "путинской эпохи", также вызвал недоумение у автора газетной статьи. В этой части перечисляются только успехи и нет ни одного провала, ни одной серьезной проблемы. Там нет ни слова об оппозиции, о протестных акциях декабря 2011 - начала 2012 годов, хотя именно они, как отмечается в материале, положили начало существенным политическим реформам. Секиринский пояснил, что в финальном варианте проекта историю последних событий было решено дать максимально безоценочной, беззубой, чтобы не произошла "переоценка значимости одних процессов, которые еще не завершились, и недооценка других, которые тоже еще не завершились".

Чтобы избежать критики, Российское историческое общество опубликовало перечень из 31 трудного вопроса, с которыми столкнулись разработчики. Среди них:
- роль Ивана IV Грозного: реформы и их цена;
- присоединение Украины к России (причины и последствия);
- причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия Сталина, причины репрессий;
- цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
- причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы.

Есть и хорошие новости. Школы вернутся к линейному принципу преподавания истории - когда материал дается постепенно, по хронологии, сообщает "Российская газета". Сейчас школы работают по концентрической системе - к 9-му классу заканчивается изучение основных тем, а в 10-м и 11-м ученики занимаются повторением пройденного материала. Получается, что самые сложные темы школьники должны "переварить" в 14-15 лет.

С введением новой концепции изучение основного материала закончится в 10-м классе. В 11-м классе на базовом уровне может быть предложен общий курс "Россия в мировом контексте", а на профильном "основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным экзаменам в вузы".