В задержании грузинскими спецслужбами российских офицеров и блокаде штаба российских войск усматривают по большей части политическую подоплеку. Именно так были восприняты обвинения в шпионаже в Москве, где их называют "спланированной провокацией" и "проявлением антироссийской политики".
Однако мало кто в России говорит о сути обвинений, на чем настаивает грузинская сторона. Спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе рекомендовала российской стороне сначала выяснить и проанализировать документы, которыми против ее граждан располагает Грузия, а затем уже делать "комментарии в угрожающем тоне".
Как отмечает интернет-журнал ej, официально российская политическая разведка СВР не имеет права работать на территории Грузии, поскольку еще в 1992 году было подписано соглашение о взаимном неведении разведдеятельности странами СНГ. Но военная разведка ГРУ такого соглашения не подписывала - "отсюда и нынешний скандал".
Российская разведка хранит молчание и в соответствии с общемировой практикой не комментирует сведения о том, что задержанные в Грузии офицеры были сотрудниками ГРУ. А источник в Министерстве обороны, на который ссылается ИА "Национальные интересы", сообщил, что "по приказу министра обороны Сергея Иванова, все комментарии вокруг ситуации в ГРВЗ запрещены".
За военнослужащих вступились российские политики, которые уверяют, что никаких разведчиков Россия в Грузию не посылала. "Для ГРУ в республике нет никаких интересов - там и так все известно", - заявляет депутат Госдумы Михаил Гришанков. "Какие могут быть у Грузии секреты? Ведь вся она умещается на ладони", - вторит ему коллега из Совета Федерации Юрий Шарандин.
Однако это возможно и не так. Военную разведку должны интересовать прежде всего военные объекты, и Грузия вполне может интересовать ГРУ как любая страна, тесно контактирующая с НАТО. В этом случае Грузия просто повторяет судьбу государств восточной Европы. В 1999 году, например, Прага превратилась в один из форпостов ГРУ в Европе.
После обвинений в британской прессе чешская контрразведка BIS признала, что ГРУ действительно основало в Праге настоящий шпионский центр, из которого планируются операции по всей Европе. BIS ссылалась на перехваченные шифровки от пражских агентов ГРУ, посланные в Бонн, Вену и Рим. Причина такого внимания к Праге - отношения с НАТО, доступ к натовским материалам.
Как пишет интернет-журнал, для НАТО Грузия является "крайне привлекательным объектом для ведения электронной разведки" - как видовой (то есть съемки с самолетов-шпионов), так и радиошпионажа - за территорией России.
В феврале-марте 2003 года вдоль южной границы России, над территорией Грузии и Абхазии, было зафиксировано четыре пролета американского самолета-разведчика TR-1 - модификации знаменитого U-2, разработанного специально для европейского театра военных действий. Кроме того, в Абхазии располагают данными об американском мобильном комплексе радиоперехвата, размещенном на двух грузовиках, которые курсируют вдоль грузинской границы.
Еще в 1997 году правительство США предложило Грузии стать участником программы противовоздушной обороны Regional Airspace Initiative. Эта программа была специально разработана для стран Восточной Европы в 1994 году, и одна из главных ее задач - установка так называемых ASOC - Air Sovereignty Operations Centers (в российской классификации - национальных оперативных центров контроля воздушного пространства). Подобные центры позволяют обмениваться информацией со всеми странами НАТО и включают в себя систему военных радаров с функциями радиоперехвата. Будучи установлен на территории Грузии, такой центр способен отслеживать ситуацию на всем Северном Кавказе, включая территорию Чечни. По некоторым данным, пишет ej, он уже действует.
Однако, как отмечается в публикации, сотрудникам ГРУ ставились не только задачи по добыванию секретов НАТО. "Традиционно, еще с начала 90-х, именно сотрудники российской военной разведки курировали "абхазское направление" - сначала в качестве едва ли не основных запальщиков грузино-абхазской войны, впоследствии отслеживали грузинские планы по силовому возвращению Абхазии - реальные или выдуманные", - замечает ej.
Вспомним многочисленные сообщения абхазских силовиков о вскрытых планах грузинского генерального штаба по вторжению в непризнанную республику, которые последние пять-шесть лет каждый год появляются под осень. Тут возникает риторический вопрос: "Если эти данные хоть на пять процентов имеют под собой основания, то неужели их добывала абхазская разведка?".
И, судя по представленным МВД Грузии материалам, российских грушников действительно волновали не террористы в Кодорском ущелье и не новая документация НАТО, а расположение армейских подразделений Грузии, то есть информация, которая нужна только в одном случае - если надо в очередной раз проверить, не собирается ли Грузия вторгаться в Абхазию, заключает интернет-издание.
Между тем российские депутаты и чиновники хором заговорили о возможности введения против Грузии самых разных санкций, а спикер Совета федерации Сергей Миронов о военном вторжении. В частности, предложение об экономических санкциях озвучила накануне первый вице-спикер Госдумы РФ Любовь Слиска. А глава МИД России Сергей Лавров пообещал подключить к воздействию на Грузию Совет Безопасности, ОБСЕ и даже НАТО.
"То, что эти заявления сделаны без какого либо анализа происшедшего, без ознакомления с существующими материалами, свидетельствует о том, что Россию в данном случае не интересуют детали", - отметила накануне Бурджанадзе. По ее мнению, В лучшем случае их это не интересует, в худшем - они прекрасно знают, о чем идет речь и главной целью является политический шантаж соседнего государства.
В заявлении МИД РФ от 27 сентября задержанные были названы "офицерами Группы российских войск в Закавказье". Источник в Министерстве обороны РФ, на который ранее ссылался "Коммерсант", опроверг информацию о том, что задержанные являлись штатными сотрудниками штаба ГРВЗ. По его данным, они "прибыли в Грузию в составе оперативной группы Генерального штаба РФ". При этом источник отказался подтвердить принадлежность военных к конкретному управлению Генштаба.