Адвокат Борис Кузнецов, представляющий интересы около 50 семей погибших моряков - членов экипажа АПЛ "Курск", в понедельник направил в Главную военную прокуратуру (ГВП) ходатайство о проведении дополнительного расследования по факту гибели экипажа атомной подводной лодки "Курск", мотивируя свою просьбу тем, что, по его мнению, есть основания полагать, что моряки подводной лодки после катастрофы жили в девятом отсеке двое суток, в течение которых могли быть спасены.
Адвокат считал, что прокуратура скорее всего откажет ему в удовлетворении этого ходатайства. Так оно и произошло. Главная военная прокуратура приняла решение отклонить ходатайство.
"Главная военная прокуратура завершила работу по ознакомлению потерпевших с материалами следствия по уголовному делу о катастрофе атомохода "Курск". Следствием досконально исследованы абсолютно все обстоятельства трагедии и доведены до сведения не только российской, но и мировой общественности, а государством приняты беспрецедентные меры по обеспечению прав потерпевших", - заявил "Интерфаксу" первый заместитель главного военного прокурора Анатолий Пономаренко.
Теперь адвокат намерен направить иск в суд первой инстанции одного из районов Москвы.
"Мы намерены довести дело до конца, - заявил Кузнецов, - потому что пока существуют противоречия в выводах самого следствия и различные нестыковки, говорить о том, что все вопросы сняты и дело закрыто, нельзя".
"У меня есть бесспорные доказательства того, что моряки, находившиеся в 9-м отсеке, жили более двух суток и, следовательно, их можно было спасти. Между тем по заключению ГВП, они прожили от 4,5 до 8 часов", - заявлял ранее Борис Кузнецов. Он также утверждает, что командование вообще не имело права выпускать атомоход "Курск" в море.
Родственники погибших моряков поддерживают адвоката. Отец капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова Роман Колесников выразил надежду, что действия защитника увенчаются успехом и дело будет направлено на доследование. Возмущение Романа Колесникова, в частности, вызывает тот факт, что из заключения материалов дела можно понять, что "именно непрофессионализм подводников стал причиной аварии".
Между тем в Главной военной прокуратуре выразили недоумение по поводу заявлений адвоката Бориса Кузнецова о необходимости проведения дополнительного расследования по делу о гибели атомохода "Курск". "Мы расцениваем позицию адвоката Кузнецова как пиар-акцию, а его домыслы не имеют ничего общего с реальными фактами", - заявил руководитель следствия по делу о гибели "Курска" Артур Егиев. Он категорически опроверг утверждение адвоката Кузнецова о том, что подводники, укрывшиеся в 9-м отсеке лодки, пробыли там живыми не менее двух суток.
"Адвокатскому бюро Кузнецова мы предоставили все материалы следствия. Кроме того, ему были предоставлены и дополнительные материалы. Выводы следствия основаны на тщательно проведенных экспертных исследованиях. И кому как не Кузнецову знать о том, сколь скрупулезно судебно-медицинские эксперты подошли к исследованию именно причин гибели моряков и насколько убедителен вывод экспертов о том, что срок, в течение которого моряки оставались живыми, не превышал 8 часов, - сказал Артур Егиев. - То же самое можно сказать и об обстоятельствах выхода атомохода в море. Допросами свидетелей, осмотрами, многочисленными экспертизами бесспорно установлено, что при подготовке атомохода к выходу в море не было допущено нарушений, которые бы могли привести к катастрофе и гибели людей".
Руководитель следствия подчеркнул, что Кузнецов, зная все это, "не вправе искажать истину, а тем более в угоду личным интересам в очередной раз разыгрывать карту погибших и их родственников". "Мы пошли на беспрецедентный шаг: открыли материалы следствия для широкой общественности, дошли до каждого из тех, кто признан потерпевшим по делу. К настоящему времени 27 потерпевших полностью ознакомлены с материалами дела, никто из них не усомнился в обоснованности решения, принятого по делу, 31 потерпевший отказался знакомиться с делом, полностью доверяя выводам следствия. С делом ознакомились представители оборонной промышленности, специалисты главкомата ВМФ - все они высоко оценили уровень и качество проведенного следствия", - подчеркнул Егиев.
АПЛ "Курск" затонула вместе с экипажем в ходе учений в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Все 118 находившихся на ее борту моряков погибли.
26 июля 2002 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что уголовное дело, возбужденное ГВП 23 августа 2000 года по статье "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц", прекращено за отсутствием состава преступления.
"В ходе следствия установлено, что катастрофа произошла в 11 часов 28 минут 26,5 секунды по московскому времени в Баренцевом море вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения практической (учебной, без боевого заряда) торпеды внутри четвертого торпедного аппарата и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПРК "Курск", - сказал Генпрокурор РФ.
Согласно выводам экспертов, находившиеся в 9-м отсеке АПЛ "Курск" 23 человека погибли от отравления угарным газом не позднее чем через 8 часов после взрывов. "В связи с этим к моменту обнаружения затонувшего крейсера спасти кого-либо из них было уже невозможно", - отметил Владимир Устинов.
По его словам, в ходе следствия установлено, что эвакуация экипажа через спасательный люк с использованием глубоководных аварийно-спасательных аппаратов также была невозможна из-за образовавшейся негерметичности люка.
"Другие версии о причинах катастрофы АПРК "Курск" и гибели его экипажа в ходе следствия тщательно проверены и не нашли подтверждения", - подчеркнул Генпрокурор РФ.