Президентская гонка в России уже в полном разгаре, несмотря на то, что до выборов остается еще год. Однако если новые кандидаты в президенты США заявляют о себе почти каждый день, то в условиях жестко контролируемой российской системы ни один серьезный претендент так не поступит, пишет во вторник газета The Wall Street Journal в статье "Скрытая борьба за место Путина" (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Гонка за право сменить Владимира Путина скорее напоминает театр кабуки. Претенденты маневрируют, стремясь набрать очки и подорвать позиции возможных конкурентов в глазах единственных зрителей, мнение которых имеет значение – в глазах Путина и кремлевской элиты. Эта подковёрная борьба привела к появлению множества теорий заговора: самые разные события, начиная от коррупционных скандалов и заканчивая заказными убийствами и отравлением бывшего агента спецслужб Александра Литвиненко, стремятся истолковать с точки зрения того, что это означает для президентской гонки.
Политики и аналитики понимают, кто определит исход выборов, намеченных на март 2008 года. Имея мощную политическую поддержку и жесткий контроль над СМИ, политическими партиями и избирательными комиссиями, Владимир Путин сможет обеспечить победу любому кандидату, которого предпочтет.
Новый президент России должен не просто сохранить стабильность огромной, богатой ресурсами и обладающей ядерным оружием страны. Тех, кто сейчас находится в Кремле, больше беспокоит то, что этот человек станет контролировать огромную власть и богатство, которые Путин собрал в Москве.
Кроме того, в Кремле считают, что жесткий контроль над избирательным процессом важен, чтобы не позволить победить кандидату от крайне левых или националистов, чьи взгляды в России пользуются значительной поддержкой.
Путин отверг размышления о том, кто унаследует его пост, более года назад, назначив на высокие должности в правительстве двух своих близких союзников. Этот шаг многие восприняли как подготовку к гонке с участием двух фаворитов.
Дмитрий Медведев, юрист с детским выражением лица, который начал свою карьеру вместе с Путиным в Санкт-Петербурге в 1990-е годы, получил в распоряжение новую программу расходов в социальном секторе. Министр обороны Сергей Иванов, давний коллега Путина по КГБ (Иванов не рассказывает, чем он там занимался), был назначен ответственным за переустройство российской военной промышленности.
Несмотря на то, что их рейтинги растут благодаря постоянному появлению на телеэкранах, остаются сомнения – не отыщет ли Путин способ остаться, несмотря на конституционный запрет выдвигаться на третий срок. Один из популярных среди московских политиков вариантов предполагает, что приближенные президента могут спровоцировать некий кризис, например в отношениях с Западом, чтобы заставить его отказаться от публичного заявления об уходе в 2008 году.
В недолгой судьбе российской демократии историй успеха немало. Четырнадцать лет назад первые относительно свободные выборы после краха коммунизма привели к тому, что парламент оказался заполнен радикальными националистами и коммунистами. В дальнейшем в президентских предвыборных кампаниях применялись мощные средства манипуляции СМИ и другие официальные рычаги, обеспечившие победу Ельцину, а затем Путину.
Сейчас люди, следящие за ситуацией в Кремле, говорят, что Путин благоволит Медведеву. Программа расходов, которой он управляет, – мечта любого аппаратчика: около 14 млрд долларов субсидий на здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство. Бывший доцент права и давний протеже Путина, он одновременно является председателем совета директоров ОАО "Газпром". Медведев считается относительным либералом, и основным мотивом его выступления на экономическом форуме в Давосе в нынешнем году стали слова о приверженности Кремля рыночной экономике и демократии.
Его противники говорят, что 44-летнему Медведеву не хватает политического опыта и представительности: при росте всего 162 см он один из немногих российских чиновников, которые ниже Путина. Другие говорят, что мягкий нрав может оказаться его преимуществом, поскольку Путину будет легче контролировать его после ухода с должности, пишет газета.