Домодедовский городской суд в четверг вынес обвинительный приговор капитану ЛОВД аэропорта "Домодедово" Михаилу Артамонову по делу о терактах на самолетах Ту-134 и Ту-154 в августе 2004 года. Суд признал его виновным в "халатности, повлекшей смерть двух и более людей" (ст. 293 ч.3 УК РФ) и приговорил к 7 годам лишения свободы, передает ИТАР-ТАСС.
Прокурор просил назначить наказание Артамонову в виде шести лет лишения свободы, однако суд посчитал, что так как подсудимый характеризуется с места работы как неисполнительный сотрудник, необходимо назначить наказание в виде лишения свободы на максимальный срок, предусмотренный статьей 293 часть 3 УК РФ, сообщает "Интерфакс".
Зачитывая приговор, судья Наталья Мишина отметила, что обвиняемый не исполнил служебных обязанностей, в том числе закона о милиции и других нормативных актов, и выявленных лиц не доставил в дежурную часть, а отпустил. "В результате Джебирханова и Нагаева прошли на борта самолетов, привели в действие взрывные устройства, которые они имели при себе. Неисполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения Артамоновым привело к невыявлению лиц, совершивших акты терроризма, и повлекли гибель 90 человек", - отмечается в приговоре.
При этом суд, вынося приговор, учел смягчающее обстоятельство - наличие у Артамонова несовершеннолетнего ребенка, указав, что отягчающих обстоятельств не установлено. Артамонов, согласно решению суда, будет отбывать наказание в колонии общего режима.
Защита подсудимого заявила, что намерена обжаловать приговор суда. "Мы непременно обжалуем вынесенный приговор в вышестоящей инстанции", - заявил журналистам адвокат Сергей Казимиров. Он считает, что приговор основан лишь на предположениях и не подкреплен никакими фактами.
Ранее на процессе подсудимый Михаил Артамонов выступил с последним словом, в котором заявил о своей невиновности и просил суд "вынести объективное и справедливое решение".
Сотрудник ЛОВД аэропорта "Домодедово" заявил, что никогда не нарушал ни одного нормативного документа, не преступал российские законы. "Я искренне сочувствую вашему горю, но в теракте я не виноват", - сказал подсудимый, обращаясь к родственникам погибших.
Артамонов считает, что "этот судебный процесс, весь этот спектакль был затеян для того, чтобы отвлечь внимание от истинных виновников - руководителей авиакомпании". Капитан милиции утверждает, что ответственность за досмотр пассажиров возлагается на авиакомпанию. "И это закреплено законодательно, в частности, четко прописано в законе "О милиции", - сказал он.
Артамонов также отметил, что его невиновность в терактах в самолетах Ту-134 и Ту-154 подтверждается тем, что Джебирханова и Нагаева до сих пор не признаны подозреваемыми в теракте. В ходе прений сторон прокурор Дмитрий Линский просил суд приговорить Артамонова к шести годам заключения. Гособвинитель просил признать капитана милиции виновным по части третьей статьи 293 УК РФ (халатность). Он также просил лишить Артамонова права занимать должности в правоохранительных органах в течение трех лет.
По мнению прокурора, действия Артамонова способствовали совершению терактов в самолетах Ту-134 и Ту-154. "Доводы подсудимого о том, что ни внешность, ни одежда террористок не вызвала у него оперативного интереса, обвинение считает несостоятельными. Тем более что Артамонов работал в ЛОВД "Домодедово" в подразделении по борьбе с терроризмом", - отметил Линский. Он подчеркнул, что Артамонов отпустил обеих террористок без какой-либо проверки. "Таким образом, он не исполнил свои профессиональные обязанности, что напрямую привело к страшной трагедии, унесшей жизни 90 человек", - заключил гособвинитель.
Адвокат подсудимого Сергей Казимиров просил суд полностью оправдать своего подзащитного. "Обвинение Артамонова в этом преступлении - чудовищная ошибка", - считает он. Адвокат подчеркнул, что национальность не может являться поводом для задержания и доставки гражданина в отделение милиции. "Это прямое нарушение гражданских прав", - отметил защитник. В связи с этим он просил полностью оправдать Артамонова.
Напомним, в ходе расследования дела о терактах на самолетах Ту-134 и Ту-145, совершенных 24 августа 2004 года, обвинения были предъявлены троим арестованным. Дело в отношении жителя Краснодарского края Армена Арутюняна, перепродававшего авиабилеты в аэропорту, и сотрудника авиакомпании "Сибирь" Николая Коренкова, в обязанности которого входил контроль за регистрацией пассажиров, было выделено в отдельное производство.
В апреле Домодедовский суд приговорил Армена Арутюняна и Николая Коренкова к одному году и шести месяцам лишения свободы каждого. Суд признал их полностью виновными по обвинению в коммерческом подкупе (ст. 204 УК РФ). Суд признал сотрудника авиакомпании "Сибирь" Коренкова виновным по части 3 статьи 204, а "перекупщика" Арутюняна - по части 1. Защитники Коренкова и Арутюняна просили суд оправдать своих клиентов. Прокуратура требовала 2,3 и 1,8 года лишения свободы соответственно. Согласно приговору, оба осужденных будут отбывать наказание в колонии-поселении.
В результате взрывов в двух самолетах погибли 90 человек. Госкомиссия по расследованию причин ЧП установила, что на борту Ту-134 и Ту-154 были совершены теракты. Экспертиза обнаружила на обломках следы гексогена. По данным следствия, на лайнерах сработали взрывные устройства, приведенные в действие террористками-смертницами.
По данным следствия, террористки - жительницы Грозного Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова - прибыли в столичный аэропорт рейсом из Махачкалы. Работники линейного отдела милиции выявили их, забрали паспорта и передали Артамонову для проверки на предмет возможной причастности к терактам. Однако капитан досматривать террористок не стал, отпустив без проверки. Воспользовавшись этим, Нагаева и Джебирханова приобрели билеты в авиатерминале на другие рейсы. Помог им промышлявший билетной спекуляцией в аэропорту Арутюнян, взявший с женщин 2 и 3 тысячи рублей соответственно.
Затем 1 тысячу из этих денег он передал сотруднику авиакомпании "Сибирь" Николаю Коренкову, в чьи обязанности входил контроль за регистрацией и посадкой пассажиров и который за две минуты до окончания регистрации передал спекулянту билет до Сочи на имя Джебирхановой.