Развитие событий в России в последние месяцы показывает, что осталось уже немного, чтобы "раскачать лодку". Система пойдет вразнос, для этого даже не нужны непрерывные и масштабные протесты. Демонтаж вертикали власти, скорее, произойдет "хаотически" - в условиях кризиса, когда власти придется реагировать на непредсказуемые события. А вероятность нового глобального кризиса, по нынешним, майским, данным, - выше 50%.
Своими рассуждениями в таком ключе поделился с "Новой газетой" президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаил Дмитриев. Эксперты ЦСР писали программу для первого президентского срока Владимира Путина, но настоящую популярность, отразившуюся в росте числа заказов на экспертные исследования, Центр получил после того, как с поразительной точностью сбылся его осенний прогноз массовых протестов в Москве.
- Мэрия отправила "Марш миллионов" за Садовое кольцо. Организаторы не согласны
На днях был обнародован новый прогноз ЦСР, составленный по заказу Комитета гражданских инициатив экс-министра финансов Алексея Кудрина. Он оказался не просто малоутешительным, а весьма пугающим. Эксперты предсказывают дальнейшее распространение политического насилия, режим реакции и сдерживание насущных реформ. Все это усугубит подступающий экономический кризис. В таких условиях трансформация власти неизбежна, заключают специалисты Центра.
По мнению Дмитриева, уже сейчас можно наблюдать, что власть теряет контроль над событиями: "Управляемость ослабляется, на местах появляются новые руководители, которые уже от власти не сильно зависят, и каждый из них в кризис начнет лодку направлять туда, куда выгодно ему как политику, общающемуся с населением".
Своя оппозиция может появиться внутри правящей элиты - по мере утраты политического контроля такая оппозиция будет нарастать, считает президент ЦСР.
Какие нужны новые лидеры и почему их нет
Что же касается новых лидеров и новых политиков, то как раз сейчас общество активно проявляет интерес к этой теме и готово к серьезным дискуссиям - в отличие от периода сразу после выборов, когда из-за усталости и ощущения того, что все уже свершилось и ничего больше нельзя изменить, о новых лидерах никто просто не хотел говорить.
Однако, судя по словам Дмитриева, таких новых лиц в той же оппозиции, которые могли бы действительно завоевать большую поддержку населения, по сути, нет. Ситуация здесь достаточно сложная. С одной стороны, люди на дух не переносят политиков старой волны из "Единой России", да и в принципе не хотят деятелей старой формации.
Нужны современные, но в то же время разумно ортодоксальные (даже в одежде) руководители, люди с конструктивной, неагрессивной повесткой, которых захотели бы видеть на постах мэра, губернатора и президента. Нужны люди, которые могли бы отстаивать национальные интересы, но вести себя при этом достойно и солидно, быть наравне с цивилизованными и культурными лидерами, какими в большинстве своем воспринимаются лидеры западных стран.
Однако сейчас среди оппозиционеров, выводящих людей на улицы Москвы, нет ни одного такого, который обладал бы всеми перечисленными качествами. Михаил Дмитриев объяснил на примере Алексея Навального. "То, что он современный, это сомнения не вызывает. Он на этом получает немало плюсов. У него современный стиль общения. Он четко артикулирует свои идеи, и это ценится. Вообще он человек новой формации, и это главное его преимущество. И у него есть какие-то с трудом поддающиеся описанию качества политического лидера, которые явно дают ему фору по отношению ко всем остальным", - сказал эксперт.
"Но борьба с коррупцией, как мы обнаружили, мотивирует слабо, - продолжил он. - Здравоохранение, образование, вообще конкретные проблемы - это не борьба с коррупцией. А то, что посадят коррупционера, ты личной выгоды от этого как-то вообще не чувствуешь. Но вот когда канализация по улицам течет, тут личная выгода просматривается буквально".
"Катастрофа" у фонтана и "национальная идея"
Настоящей катастрофой глава ЦСР называет историю с небезызвестным противостоянием в фонтане после мартовского митинга на Пушкинской площади. Тогда, напомним, в чаше фонтана в окружении ОМОНа остались "бунтовать" тот же Навальный, координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов и депутат-эсер Илья Пономарев.
"Фонтан - это просто катастрофа! Не дай бог какому-то политику рассчитывать на поддержку массовых слоев населения и так себя вести. Это как Ельцин, писающий на колесо самолета", - отозвался об этом эпизоде Дмитриев.
Рассуждая об идеях, которые могли бы объединить большинство, эксперт отмечает, что любые борцы за новую национальную идею обречены на провал: "Это просто в никуда, вообще никакого отклика не вызывает". Напротив, на федеральном уровне востребована психология внешних угроз, какую как раз практикует Владимир Путин. Вопрос лишь в том, как именно это делать.
"В принципе все считают, что Россия - это объект колониальных посягательств всяких держав, от Америки до даже маленькой Великобритании, и мы не должны им давать спуску. Но умеренность проявляется еще и в том, что лидер страны должен вести себя достойно. Очень не хотят в качестве президента Жириновского, потому что он неуправляемый, не может вести себя солидно", - объясняет Дмитриев.
В целом, заключает он, "страна созрела для принципиально нового политического поведения, и это правила игры, которые уже никто не сможет игнорировать. И власти вынуждены будут играть по этим правилам. А если не захотят, то они перестанут быть властями".