Для ужесточения контроля за мигрантами штат Федеральной миграционной службы (ФМС) России планируется увеличить почти в два раза. Соответствующий документ в настоящее время рассматривается в правительстве России. Таким образом, власти по-прежнему хотят решить национальный вопрос запретительными мерами. Это подтверждают и продолжающиеся показательные депортации "незаконных инородцев" и зачистки рынков, а также инициатива правительства Москвы обязать застройщиков продавать квартиры только коренным москвичам. Однако, по мнению экспертов, эти меры тормозят развитие страны, приводят к росту коррупции и даже могут спровоцировать протестное голосование на грядущих выборах, пишут "Новые известия".
Сейчас в правительстве предлагают увеличить численность ФМС РФ сразу на 20 тыс. человек. В настоящий момент в ФМС работают около 30 тыс. сотрудников. Но более 90% этих людей трудятся в паспортных столах и визовых отделах. Новое пополнение должно заняться миграционным контролем. На практике специальные мобильные группы сотрудников ФМС будут выявлять нелегалов на улицах и рынках. Пока этим занимаются простые милиционеры.
Таким образом, чиновники реагируют на обострение межнациональных отношений в стране, вылившееся в погромы в Кондопоге и "Русский марш" Движения против нелегальной миграции в День народного единства. Перед этим, в разгар ссоры с Грузией, ее граждан, бывших и настоящих, дружно депортировали на родину. А сейчас активно идет профилактическая зачистка рынков от инородцев.
В последние годы главными преследуемыми стали представители кавказских народов. Председатель движения "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина говорит, что отношение местных властей к приезжающим чеченцам не меняется, несмотря на заверения федеральных властей, что никакой войны в Чечне нет. "К нам постоянно поступают жалобы - с работы увольняют, бизнес закрывают. Приходит сотрудник милиции к арендодателю и приказывает чеченцев не оформлять. Мы все время слышим фразу - мне чеченцы на участке не нужны". В последние месяцы, по словам правозащитницы, главным объектом преследования стали грузины: "Это фантастика. Граждан России грузинской национальности депортируют в Грузию!"
Если Чечня - это территория, запрещенная для выезда, то крупные города, и прежде всего Москва, это территория, куда запрещено въезжать. "Московский мэр Юрий Лужков систематически пытается реставрировать институт прописки, который он называет регистрацией", - говорит руководитель группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин. Преградой для мигрантов регистрация не стала, а стала одним из источников взяток для московской милиции. События в Кондопоге стали поводом для зачистки рынков от торгующих там мигрантов. А в Госдуму внесен закон, обязывающий администрацию продуктовых рынков отдавать минимум 20% торговых мест отечественным крестьянам и фермерам. Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин рассказал, что этот закон приведет лишь к тому, что те же самые мигранты будут "за взятку покупать статус отечественного производителя".
Теперь московское правительство выдвинуло новую инициативу. В дороговизне московских квартир обвинили мигрантов, которые эти квартиры скупают. Мэрия Москвы хочет обязать застройщиков продавать 80% квартир в новостройках исключительно коренным москвичам. По мнению экспертов, эта мера противоречит Конституции и к тому же вовсе не спасет от дороговизны жилья. Появится лишь новый источник коррупции, когда "подставные" москвичи будут за взятку покупать квартиры для приезжих.
Член комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков сообщил НИ, что ограничительные меры необходимы, потому что "не могут все люди жить в одном городе".
Дмитрий Орешкин, напротив, убежден, что миграция пойдет крупным городам только на пользу: "Люди результативнее работают там, где эффективнее среда. В Москве человек больше сделает, больше заработает, больше заплатит налогов, чем в Сибири, где инфраструктура слабее". Нежелания пускать выходцев с Кавказа, по мнению эксперта, это инициатива местных властей. "Все делается не по указке Кремля, а из соображений административного покоя. Никакой местный начальник не хочет иметь большую северокавказскую диаспору, с которой нужно налаживать отношения".
А по мнению Светланы Ганнушкиной, стравливание различных групп населения выгодно властям, потому что так происходит "переориентация протестных настроений и устрашение населения, которому показывают, где враги". Однако "когда власть преследует такие широкие группы населения, она теряет поддержку". По словам правозащитницы, вводя всевозможные ограничения против мигрантов, власть стремится привлечь к выборам голоса одной части населения, при этом теряя доверие другой части, что "ведет к дальнейшему расслоению общества".