Россошанский районный суд Воронежской области отказал в условно-досрочном освобождении 62-летнему Александру Полухину, который вместе с младшей дочерью, женой и ее сестрой отбывает срок по делу о "булочках с маком". Как пишет "Новая газета", суд не учел имеющиеся у Полухина семь поощрений, но принял во внимание, что в 2015 году он получил взыскание за то, что обратился к сотруднику СИЗО на "ты".
Судья также сослался на заключение психолога колонии о том, что у осужденного "средняя вероятность рецидива", "высокий уровень настойчивости в достижении целей", а также "спокойствие и уверенность в себе", которые "освобождают от страха перед неизвестностью". Кроме того, Полухин не признал вину, хотя это не может быть основанием для отказа в УДО или помиловании.
Срок УДО у остальных членов семьи подойдет в 2020-2022 годах. В прошлом году суд в Орловской области отказался освободить по болезни 62-летнюю жену Полухина, у которой диагностировали рак. За время отбывания наказания она перенесла операцию и 24 курса лучевой терапии. В исправительной колонии ее заразили гепатитом С, так как при медосмотре осужденных женщин врач использовал один и тот же инструмент, без дезинфекции.
Газета отмечает, что тот же судья Андрей Будаев годом ранее отказал Полухину в освобождении по болезни. Сначала он перенес на неопределенный срок заседание по вопросу УДО, на которое приехали родные осужденного предпринимателя и журналисты, а также отказал старшей дочери Полухина Яне выступать в качестве общественного защитника. Через неделю, в отсутствие дочери и журналистов, Будаев отказал в условно-досрочном освобождении.
Семья Полухиных владела в Воронеже кафе "Очаг", где местные жители проводили банкеты, дни рождения и свадьбы. В меню, среди прочего, была выпечка собственного приготовления, в том числе булочки с маком. Для их производства предприниматели покупали пищевой мак. В 2010 году против семьи возбудили уголовное дело по части 3 статьи 228.1 УК РФ ("Незаконное производство или сбыт наркотиков, совершенное в особо крупном размере или по предварительному сговору"). Полухины якобы продавали наркоманам смесь семян мака с маковой соломой и опием через свое кафе.
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков упирала на ГОСТ, который не допускает ни одного процента примесей в маке: ни соломы, ни наркотических веществ. При этом даже в тщательно очищенном маке встречаются следы опия.
По версии следствия, "главарем семейной ОПГ" была супруга Полухина Мария, которая "объединилась" со своей сестрой Ниной Чурсиной. Вместе они якобы предложили Александру и дочери Евгении "вступить в преступную группу", а те, "движимые корыстными побуждениями", согласились.
Следователи предполагали, что женщины удалялись в гараж, растворяли там опий, набрызгивали его на мак, просушивали феном и смешивали с маковой соломой. Полухин же, по версии правоохранителей, "являясь военным пенсионером высшего офицерского состава, квалифицированным специалистом в вопросах тактики и стратегии, разрабатывал конспиративные методы с целью исключения возможности задержания".
Изъятые у Полухиных четыре тонны пищевого мака в материалах дела проходили как "четыре тонны наркотической смеси", что согласно уголовному кодексу РФ квалифицируется как "особо крупный размер". Рассмотрение дела затянулось на пять лет. В 2015 году Александр Полухин был приговорен к 8 годам 4 месяцам колонии строгого режима. Нина Чурсина, Мария и Евгения Полухины, для которых обвинение просило по 6,5 лет лишения свободы, получили по 8 лет 6 месяцев колонии.
В июне, по следам громкого сфабрикованного дела против журналиста Ивана Голунова, которое привлекло внимание к другим "наркотическим" делам, уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова предложила исключить пищевой мак из перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.