Несмотря на некоторое улучшение ситуации в России со времен распада СССР, без более близких отношений с Европой страна рискует превратиться в "пустое место", считает американский политолог Збигнев Бжезинский, советник кандидата в президенты США Барака Обамы по внешней политике, бывший советник президентов Джимми Картера, Джона Кеннеди и Линдона Джонсона. Этому сближению, однако, мешают пережитки имперского мышления, свойственные русским, указывает он.
"Распад СССР создал геополитический вакуум, пространство, которое было неспособно поддерживать свое существование между Китаем и Европой. С тех пор Россия восстановила свою экономику и политическую стабильность", - признал эксперт в интервью "Комсомольской правде". Однако демографический кризис крайне серьезен, а усиление Китая угрожает российскому Дальнему Востоку, отмечает Бжезинский. В этих условиях "плохая идея - увеличивать количество врагов, что, например, любит делать ваш премьер-министр Путин".
- Россия рискует потерять отдаленные регионы
- Украина пока не войдет в НАТО
- В США, в отличие от России, будущий президент заранее неизвестен
- В ближайшие 10-25 лет США сохранят ведущую роль в мире
- Збигнев Бжезинский (СПРАВКА)
"Я не испытываю неприязни к русским, - подчеркнул политолог. - Среди русских много прекрасных людей. Я восхищался замечательной журналисткой Анной Политковской... Я глубоко уважал Солженицына, хотя в последние годы он стал склоняться к национализму". Однако Россия не сможет двигаться к Европе и развиваться, пока "думает о себе как об империи".
Вашингтон смирился с тем, что "зоны привилегированных интересов" у государства быть не может, указывает Бжезинский, но в Москве этого пока не поняли. "Мы смирились с существованием коммунистической Кубы, мы не возражаем, когда ваши корабли и самолеты прибывают в Венесуэлу. Однако вам не нравятся наши корабли в Черном море. Вы должны освободиться от вашей ментальности. В XXI веке нет привилегированных зон".
Кроме того, у русских "есть тенденция рассматривать любые критические замечания как враждебные". "Вам следует избавиться от этого комплекса", - замечает политолог.
Россия рискует потерять свои регионы из-за излишней централизации
"Россия не сможет развиваться из-за исключительной централизации - все решения принимаются в Москве. В результате этого остальные части страны развиваются медленно, - высказал мнение Бжезинский. - Если бы США были централизованной страной, как Россия, у нас никогда бы не было Калифорнии и Нью-Йорка. Столичная бюрократическая элита любит паразитировать на провинциальных регионах".
"Посмотрите, что творится на вашем Дальнем Востоке! У вас есть миллиардеры в Москве, которые размещают свои деньги в Лондоне, на Кипре, на Каймановых островах. Они не вкладывают их в развитие Владивостока и Хабаровска. И что там происходит? Люди уезжают или умирают". Если Россия не займется развитием слабозаселенных регионов, то они недолго будут пустовать, предупреждает Бжезинский. "Посмотрите на карту и сравните по размерам российскую и нероссийскую Азию. Российская часть так же велика, как и остальная часть Азии. И сколько народу ее населяет? Всего 35 миллионов человек против 3,5 - 4 миллиардов с другой стороны".
"Если Россия сможет привлечь на свой Дальний Восток и в Сибирь инвестиции и людей, направить туда иммиграционные потоки, что ж, тогда у вас есть будущее. У вас талантливые люди, сильное чувство национальной идентичности, но ваши старые имперские схемы изолируют вас и создают ситуацию, когда все ваши соседи не любят Россию и боятся ее".
Украина пока не войдет в НАТО, а система ПРО не спасет Европу от ядерного удара
В интервью Бжезинский, активно выступавший в прошлом за расширение НАТО на восток, признал, что Украину в ближайшее время не пригласят в Североатлантический альянс. "Большинство населения там не приветствует идею вступления в НАТО. И это одна из причин, почему их туда не пригласят. Есть разница между Украиной и прибалтийскими странами. Почему они в НАТО? Потому что отчаянно этого хотели... Если Украина изменит свое мнение, мы ее примем".
В то же время население Украины не желает подчиняться Москве, считает Бжезинский. "Половина населения Украины говорит по-русски, но это не значит, что они считают себя русскими. 85% процентов жителей Украины поддерживают идею ее государственности".
К появлению элементов американской противоракетной системы в Восточной Европе Бжезинский относится критически и считает подобные шаги "преждевременными". "Система столь ограничена, что никак не может помешать российскому ядерному удару, если он будет", - сознает политолог.
В то же время Москва сама повинна в ускоренном развертывании системы ПРО в Восточной Европе. "Что вы заявили полякам и чехам? Если разместите у себя ракеты, мы нацелим на вас наш ядерный арсенал. В результате те немедленно согласились разместить у себя ПРО".
Выборы в США отличаются от российских: победитель заранее неизвестен
"Большое отличие американских выборов от российских в том, что мы все еще не знаем, кто же будет победителем, - иронично ответил Бжезинский на вопрос журналистки КП. - Если говорить о будущей внешней политике США, я не думаю, что между Обамой и Маккейном есть существенная разница. Они оба хотят стабильных отношений с Россией. Хотя, если говорить о российско-грузинском конфликте, Маккейн зашел слишком далеко в своих комментариях, Обама был более осторожен". По собственным словам, Бжезинский поддерживает Обаму, однако сознательно не присоединяется к его команде, чтобы иметь возможность "говорить то, что иногда идет вразрез с его взглядами".
В ближайшие 10-25 лет США останутся главным игроком на мировой арене
Несмотря на определенные изменения на мировой арене, произошедшие в последнее время, США в ближайшее время сохранят свою гегемонию, указывает Бжезинский. Однако "быть единственной супердержавой не значит диктовать миру свою волю. Именно таким образом действует Буш - как диктатор. И мы заплатили за это свою цену в Ираке и, возможно, еще заплатим в Афганистане".
"В будущем может сложиться более равный баланс сил, и мы получим многополярный мир. Но сейчас говорить о том, что какая-то держава может заменить США как финансовый и политический стабилизатор, абсолютно нереалистично. Таких просто нет... И ситуация такова, что в ближайшие 10 - 25 лет США останутся ключевым игроком глобальной стабильности или будут принципиальной проблемой во всеобщем хаосе".
Збигнев Казимеж Бжезинский родился в 1928 году в Варшаве. С 1938 года он жил в Канаде, где работал его отец-дипломат. Из-за начала Второй мировой войны семья не стала возвращаться на родину. В 1950-е годы Бжезинский получил американское гражданство и сделал академическую карьеру: закончил университет Макгилла со степенью магистра и Гарвардский университет со степенью доктора политических наук. Его докторская диссертация была посвящена формированию тоталитарной системы в СССР. В 1960-е годы Бжезинский занимал пост советника в администрациях Кеннеди и Джонсона, выступая за жесткую политику по отношению к Советскому Союзу. В конце срока Джонсона являлся советником по внешней политике вице-президента Хамфри. В 1977—1981 годах занимал должность помощника президента США по национальной безопасности в администрации Картера.
Бжезинский возглавлял Институт по вопросам коммунизма при Колумбийском университете в Нью-Йорке, был автором глобальной американской стратегии антикоммунизма. Выступал за втягивание Советского Союза в войну в Афганистане. После распада СССР создал концепцию расширения НАТО на Восток.