Права на долю в патенте, при помощи которого Дмитрий Гаев заработал 112 млн рублей, после смерти бывшего начальника столичного метрополитена перейдут к членам его семьи. Как известно, именно этот патент стал поводом для возбуждения в 2011 году в отношении Гаева уголовного дела о нанесении ущерба метрополитену в размере 112 миллионов рублей.
Гаев, на 61-м году жизни скончавшийся в минувшую субботу в Швейцарии от онкологического заболевания, был женат и имел троих детей. Соответственно, именно жене и детям перейдет его доля в патенте на изобретение "Автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте", если они вовремя обозначат свои наследственные претензии и иных распоряжений не обнаружится в завещании умершего, рассказали адвокаты изданию Life News. Помимо Гаева долями в патенте владеют трое его бывших коллег - Игорь Ермоленко, Александр Ершов и Александр Петров.
Теперь родственники Гаева должны в шестимесячный срок обратиться к нотариусу, чтобы началась процедура оформления наследства. Но даже если в возможном завещании экс-главы метро содержатся какие-то другие указания, родные могут оспорить документ в суде. Пока неизвестно, оставил ли Дмитрий Гаев какие-либо распоряжения относительно своего имущества и интеллектуальной собственности.
"Автоматизированная система оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте" была внедрена на метрополитене в 1997 году. Патент на нее Гаев получил через год. В дальнейшем с метрополитеном он и его партнеры заключили лицензионный договор на использование этой системы с 1999 по 2010 годы, по которому Гаев в качестве вознаграждения получил 112 миллионов рублей.
Внушительная сумма вызвала подозрения правоохранительных органов. По законодательству патент на изобретение может быть получен на предприятие. По данным Генпрокуратуры, Гаев, пользуясь служебным положением, получил патент не на возглавляемое им ГУП, а на себя, извлекая личную прибыль. Дело в отношении него было возбуждено по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Однако, изучив все обстоятельства, следователи пришли к выводу, что Гаев оформил патент законно. Дело было закрыто, но Генпрокуратура вскоре отменила постановление. Новое расследование продолжается до сих пор.
В то же время ранее глава метрополитена Иван Беседин, сменивший Гаева на этом посту, отмечал, что подземка уже фактически не использует систему оплаты и проверки проезда в том виде, в котором она была внедрена по патенту его предшественника.