У Чечни новый президент - Алу Алханов, 47 лет, генерал милиции и бывший министр внутренних дел кавказской республики. Еще четыре месяца назад не представлял из себя ничего с политической точки зрения, а в это воскресенье был избран с рекордным результатом в 73,48 процента поданных голосов, отмечает Berliner Zeitung (перевод на сайте Inopressa.ru).
Удивительно, что изнуренные войной люди с такой легкостью позволяют заставить себя голосовать за политика, которого еще несколько недель назад они едва знали. Поэтому сначала скажем несколько слов о регламенте игры, пишет издание.
Если быть точными, то существует сразу полдюжины президентов - исполняющие обязанности, бывшие, убитые, живущие в изгнании и отстраненные - которые играют здесь каждый свою роль. Представьте себе русскую матрешку. Открываешь одну - появляется вторая, открываешь вторую - появляется третья и так далее.
Воскресное голосование состоялось по указанию российского президента Владимира Путина, распоряжающегося 89 субъектами Российской Федерации, в том числе 21 автономной республикой, включая Чечню. Его выбор пал на кандидатуру Алу Алханова, лояльность которого к Москве, а также к управляемой из российской столицы чеченской администрации предопределили его выдвижение на пост наместника.
Тем самым он становится как преемником убитого в мае Ахмада Кадырова, так и прислужником его сына Рамзана, который благодаря своей частной армии имеет реальную власть в Чечне. Его войско заслужило печальную известность похищениями, нападениями на гражданских лиц и вымогательствами. Его в Чечне боятся так же, как "федералов". Сам Рамзан в свои 28 лет был слишком молод для президентства. Он выжидает и тем временем приторговывает нефтью и оружием и зреет до президентского возраста, пишет Berliner Zeitung.
Алу Алханов для окружения Рамзана не помеха. Это он доказал еще в бытность свою министром внутренних дел. К тому же он обещает продолжить политику своего предшественника Ахмада Кадырова. А значит, наряду с "удобной" организацией аппарата управления, который в любой момент можно шантажировать, он так же, как и предшественник, категорически отвергает идею переговоров с живущим уже несколько лет в изгнании бывшим президентом Асланом Масхадовым.
Но, наверное, время для мирных переговоров с избранным в 1997-м и затем низверженным Масхадовым и так ушло. Его влияние на организаторов чеченского террора сомнительно. Масхадов открыто дистанцировался от захватов заложников, терактов камикадзе и угонов самолетов, однако это не помешало террористам совершать их.
Сколько свежеиспеченный президент Алханов сможет продержаться на своем посту - это настолько же неизвестно, насколько и неважно. "Принцип матрешки" в российской политике в Чечне лишь тогда не сможет больше порождать новые фигуры, когда перестанет расти дерево, из которого они сделаны.
Neue Zuercher Zeitung: Путин в чеченском тупике
Швейцарская газета Neue Zuercher Zeitung задается риторическим вопросом: следует ли президенту Путину верить и надеяться на то, что с объявлением о впечатляющей победе на выборах "его" кандидата Алу Алханова, ставшего новым чеченским президентом, маленькая российская республика Чечня наконец-то встанет на прямую дорогу, ведущую к миру и процветанию?
От Путина, говорится в статье, который в других ситуациях уже успел проявить себя как холодный и расчетливый прагматик, и на этот раз вряд ли стоит ожидать такой наивности. Однако остается загадкой, почему для консолидации маленькой кавказской республики глава Кремля повторно использует довольно неуклюжий сценарий выборных манипуляций, который уже один раз закончился в Чечне провалом.
Осенью прошлого года Путин похожими приемами: в частности, исключением из предвыборной гонки мало-мальски перспективных, но неприемлемых для Кремля кандидатов, обеспечил бывшему мятежнику и вождю собственного клана Ахмаду Кадырову замечательную победу на выборах. Но в мае Кадыров погиб на стадионе в Грозном в результате тщательно спланированного теракта.
Избранный только что преемник Кадырова Алу Алханов, бывший генерал милиции, должен знать, что риск пасть жертвой в результате подобного покушения для него очень велик. Страшные теракты последних дней и недель - например, практически одновременная катастрофа двух российских пассажирских самолетов - многое говорят о том, что это дело рук чеченских "черных вдов", а июньские кровавые события в Ингушетии являются ярким свидетельством того, что потенциал чеченского подполья не сломлен.
Именно Путин в первую очередь отвечает за то, что для трагически запутанного чеченского вопроса никак не найдется выход из кровавого тупика. Скоро минует пять лет с тех пор, как он - тогда еще только что назначенный премьер-министр при президенте Ельцине - начал новый поход против маленькой российской кавказской республики. Поводом для такого развития событий послужили несколько страшных взрывов жилых домов в российских городах, ответственность за которые Кремль - даже сегодня не имея на то однозначных доказательств - возложил на чеченских террористов.
Было бы неверным утверждать, что чеченское руководство ни коим образом не повинно в этой войне. Оно оказалось абсолютно неспособным конструктивно использовать фактическую независимость, имевшуюся у республики после первой чеченской войны. Вместо этого Чечня оказалась в самоизоляции из-за внутренней междоусобной борьбы за власть и бесчинствующих бандитов, сделавших похищения людей прибыльным бизнесом.
Однако Путину не хватило дальновидности, чтобы во второй войне заставить армию делать различия между чеченскими террористами и мирным гражданским населением. Ведь плохо управляемые российские подразделения оставили после себя в руинах бесчисленные деревни и города, десятки тысяч мирных граждан были убиты, а сотни тысяч вынужденно превратились в беженцев.
До сего дня Путину и его наместникам не удалось завоевать доверие большинства чеченского населения и планомерно проводить работу по восстановлению республики. Предопределенный Кремлем выбор Алханова как нового президента ни коим образом не свидетельствует о том, что Путин осознал значение необходимости постепенного создания атмосферы доверия в чеченском обществе.
Поэтому шансы в ближайшем будущем найти выход из этого тупика тоже продолжают оставаться незначительными, считает швейцарская газета (перевод на сайте Inopressa.ru).
New York Times: Как и ожидалось
Результаты никого не удивили. Прошлогодние выборы Кадырова зарубежные аналитики назвали фарсом, а десятки жителей Чечни в интервью перед последними выборами говорили, что ничего не изменится. Алханов пользуется поддержкой Кремля, говорили они, а это означает, что нам его навяжут.
Таково мнение К. Дж. Чиверс из американской газеты The New York Times.
Теперь, когда Алханов победил, перед ним стоит более трудная задача: руководить людьми, которые, как утверждают власти, за него проголосовали. После десятилетия, в которое случилось две войны между российским правительством и чеченскими исламистами и сепаратистами, Чечня стала землей ужасов, уголком России, лежащим в руинах, погрязшим в боях в южных горах, засадах и терактах на городских улицах.
Грозный в развалинах, столицу оккупируют российские войска и разнообразные вооруженные чеченские группировки. Коррупция превратилась в систему, экономика разрушена, преступность вышла из-под контроля. Похищения людей настолько обычны, что мало кто с Запада рискует сюда приезжать. Кремль решил действовать через местных уполномоченных, надеясь передать им власть и вывести свои войска и милицию. Он также пообещал восстановить республику, хотя признаков прогресса мало.
В понедельник Алханов заявил, что продолжит курс Кремля, и пообещал улучшить положение с правами человека, которое международные организации называют ужасающим.
Алханов также заявил, что он, вероятно, рассмотрит возможность амнистии для боевиков, сложивших оружие и осудивших сепаратизм. Он дал понять, что в настоящее время не ведет переговоров с мятежниками, и не оставил возможности для переговоров с Асланом Масхадовым, бывшим президентом Чечни и командиром боевиков, заявившим, что любой новый президент будет убит. "У Масхадова есть только один шанс: извиниться перед людьми, которых он вверг в войну, и предстать перед судом", сказал Алханов. (Перевод статьи на сайте Inopressa.ru).
Corriere della Sera: Алханов превзошел Путина, но проблемы лишь начинаются
Итальянская газета Corriere della Sera обращает внимание на то, что процент голосов, полученный Алу Алхановым, выше, чем был у Владимира Путина в марте: за нового президента автономной республики Чечня проголосовали 74 процента избирателей (за российского президента 71 процент).
Но его проблемы, считает автор статьи Фабрицио Драгосей, лишь начинаются. Он должен попытаться добиться мира в Чечне и начать восстановление республики в очень сложных условиях. Сепаратисты периодически переходят в наступление и все больше скатываются на путь исламского экстремизма.
Вне всякого сомнения, именно они являются исполнителями двойного теракта, в результате которого произошло крушение двух самолетов, имевших на борту 89 человек. Вполне вероятно, что в настоящее время в Москве находятся еще две чеченские террористки, готовые осуществить новые кровавые операции.
Вчера ФСБ официально подтвердила, что это были теракты в конце прошлой недели были найдены следы взрывчатки на обломках обоих самолетов. Министр транспорта Игорь Левитин, возглавляющий комиссию по расследованию, также подтвердил с большой долей уверенности, что попытки угона самолетов не было. Это заявление, как кажется, удаляет призрак российского 11 сентября версию с использованием самолетов, которые должны были, как бомбы, упасть на резиденцию Путина в Сочи.
В совершении терактов подозреваются две чеченские женщины (по одной на борту каждого самолета), купившие билеты в последнюю минуту. Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова проживали в Грозном в квартире вместе с сестрой Нагаевой Розой и некоей Мариам Табуровой. Все они торговали на рынке. Как у Нагаевой, так и у Джебирхановой были братья, которые погибли на войне, но они никогда не были связаны с сепаратистами.
22 августа женщин видели садящимися в автобус, направлявшийся в Азербайджан, куда они часто направлялись за товаром. И больше никакой информации. Не исключено, что они и стали двумя камикадзе, но, может быть, кто-то использовал их паспорта. Пропали и две другие женщины, и поэтому возникли опасения, что они готовятся совершить свою миссию смерти. В Чечне после голосования ощущается ожидание, что что-то должно произойти (Перевод на сайте Inopressa.ru).
Washington Post: В Чечне без изменений
В редакционной статье американской газеты The Washington Post отмечается, что хотя Алханов обещает многострадальному населению Чечни экономическое возрождение, более вероятной перспективой является продолжение войны, разрушившей республику, обескровившей и коррумпировавшей оккупационную российскую армию, внесшей свою лепту в уничтожение демократии и свободы слова в самой России. И ответственность за это лежит непосредственно на российском президенте Владимире Путине, который пять лет назад приказал армии войти в Чечню и разгромить ее полунезависимое, демократически избранное правительство. (Перевод на сайте Inopressa.ru)
Несмотря на неоднократные провозглашения победы, российским войскам и их местным союзникам не удается уничтожить чеченское сопротивление, у которого крепнут связи с исламским экстремизмом. Десятки тысяч чеченцев до сих пор мучаются в лагерях беженцев, Грозный по-прежнему в руинах. Российские военные, подвергающие гражданское население Чечни систематическим похищениям людей, пыткам и массовым убийствам, сами несут потери, хотя до широкой общественности сведения о них не доходят. Труднее скрыть теракты против гражданского населения России. После двух дней увиливания власти наконец признали, что два пассажирских самолета, которые разбились после вылета из Москвы на прошлой неделе, погубив не менее 89 человек, были уничтожены взрывами, возможно, произведенными чеченскими смертниками.
Годами либерально настроенные россияне и западные правительства пытаются объяснить Путину, что, даже если его борьба с терроризмом оправданна, стратегия подчинения Чечни силой никогда не принесет успеха. Он отказывается слушать или понимать. Вместо этого он заткнул рот российским СМИ, стремившимся честно освещать ситуацию, выгнал иностранных наблюдателей и гуманитарные организации, попытался заставить беженцев вернуться домой.
Когда президента, которого он посадил на это место, проведя фальсифицированные выборы, убили, он просто указал на еще одну марионетку и организовал еще одни нечестные выборы. Он отвергает альтернативу - широкий диалог с чеченцами, в том числе со свергнутым им правительством, обрекая Чечню на неизменные страдания, а свое правительство - на бесконечные трудности.