Принадлежащее российским миллиардерам, включенным в "кремлевский список" США, состояние за первые сутки после публикации доклада американского Министерства финансов уменьшилось в общей сложности на 1,06 млрд долларов, подсчитал РБК. Тем не менее отмечается, что в целом рынок отреагировал на "кремлевский доклад" довольно позитивно, значительных последствий не отмечено.
Расчеты РБК базируются на данных онлайн-рейтинга Forbes, из которого следует, что по состоянию на 21:00 по московскому времени вторника, 30 января, именно на такую сумму подешевели активы 96 российских бизнесменов, включенных в раздел "Олигархи" "кремлевского доклада".
- Недвижимость из "кремлевского списка": что могут потерять русские олигархи в США
- Всё это никак не повлияет на внешнюю политику России, заверил глава Совбеза Патрушев
Как показывает онлайн-счетчик, больше всех пострадал глава "Лукойла" Вагит Алекперов - его потери составили 226 млн долларов. В тройке "лидеров" по убыткам также оказались владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, утративший 205 млн долларов, и Сулейман Керимов (102 млн долларов). На 96 млн долларов подешевели активы Виктора Вексельберга и Леонида Федуна. Как показывают эти данные, владелец "Северстали" Алексей Мордашов потерял 93 млн долларов.
В то же время в процентном выражении фигуранты американского списка "подешевели" лишь на 0,3%, сообщает РБК со ссылкой на данные Forbes. Особо отмечается, что трудно оценить непосредственное влияние доклада США на эти показатели, но следует признать, что общие потери миллиардеров можно считать "пренебрежимо малыми".
Напомним, список "олигархов" появился в "кремлевском докладе", подготовленном Минфином США в рамках подписанного в августе прошлого года президентом США Дональдом Трампом закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA), обязывающего предоставить в конгресс доклад о связанных с Кремлем ключевых политических фигурах и российских бизнесменах. Помимо 96 бизнесменов в списке оказались 114 высокопоставленных чиновников и политиков, в том числе правительство РФ в полном составе во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым.
Перечень олигархов, состояние которых превышает 1 млрд долларов, был полностью взят из рейтинга богатейших россиян журнала Forbes за 2017 год. В частности, в него попали миллиардеры Роман Абрамович, Сулейман Керимов, Алишер Усманов, Михаил Фридман, Аркадий Вексельберг, Алексей Мордашов, Владимир Лисин, Вагит Алекперов, основатель "Новатека" Леонид Михельсон, владелец АФК "Система" Владимир Евтушенков, совладелец "Альфа-банка" Петр Авен, основной владелец "Еврохима" Андрей Мельниченко, основной владелец МКБ Роман Авдеев, президент международной группы компаний "Арети" Игорь Макаров, главы "Интер РАО" Борис Ковальчук и "Русгидро" Николай Шульгинов.
В Минфине США отметили, что список не является санкционным и не влечет автоматического наложения ограничительных мер на фигурантов. Однако эксперты ранее предсказывали серьезные препятствия для ведения бизнеса людьми, упомянутыми в "кремлевском докладе", в связи с тем, что их партнеры не захотят брать на себя дополнительные риски.
Комментируя подобные прогнозы, бывший посол США в РФ, профессор Стэнфордского университета Майкл Макфол заявил в интервью газете "Коммерсант", что "в этом списке мало смысла, а может, и нет вообще". По мнению собеседника издания, фигурантам открытой части "доклада" нет причин опасаться серьезных последствий. Включив в список людей, которые точно не входят в ближний круг российского президента, администрация Трампа сделала его малопригодным для принятия решений о санкциях, уверен дипломат.
В свою очередь, неназванные собеседники газеты из банковской сферы заявили, что пока непонятно, что несет за собой попадание в "кремлевский список". "Никаких последствий для бизнеса или лично человека это на данный момент не несет. Вероятно, в дальнейшем появятся какие-то дополнительные документы, которые внесут ясность, но пока говорить не о чем", - сказал собеседник издания, оказавшийся в числе фигурантов перечня.
Впрочем, источник "Коммерсанта" в одной из крупных корпораций, владелец которой попал в "кремлевский доклад", не исключил, что в списке могут быть "подводные камни", последствия от которых проявятся позже.