Председатель совета директоров ЮКОСа, бывший председатель Банка России Виктор Геращенко, который 15 мая заявил о своей готовности участвовать в президентских выборах-2008, считает, что следующему главе государства придется столкнуться с большим количеством неотложных и очень тяжелых проблем и главная из них, которая может помешать ему решать все остальные - это дефицит легитимности. Выход из создавшейся ситуации, по мнению Геращенко - в сокращении президентских полномочий в пользу парламента уже в 2008 году. Об этом он написал в статье в газете "Коммерсант".
Дефицит легитимности преемника Геращенко объясняет тем, что системы, строго завязанные на одну сильную личность, начинают расползаться сразу же после выхода этой личности из игры. "Во-первых, потому что в элитах быстро исчезает священный трепет, источником которого был ушедший лидер. Во-вторых, потому что преемник уже не является политической фигурой, приемлемой для всех или почти всех", - пишет Геращенко.
Он отмечает, что при всех достоинствах обсуждаемых преемников (Медведев, Иванов, Матвиенко), ни один из этих людей "не породит ни в элитах, ни в народе почтения, сравнимого с отношением к Путину, и не будет однозначно принят в качестве верховного арбитра".
Также обстоит дело и с легитимностью лидера в народе. Геращенко напоминает, что Путин "пришел к власти не просто как формальный преемник Бориса Ельцина, но как чудотворец, выигравший чеченскую войну; затем нынешний президент укрепил в народе свою репутацию чудотворца, быстро стабилизировав политическую систему, прекратив публичное противостояние всех со всеми, показав избирателям целостный образ нового российского порядка". И за это ему простилось то, что многие завышенные ожидания начала десятилетия не оправдались. Но это раздражение, по мнению главы ЮКОСа, теперь падет на преемника.
Геращенко перечисляет проблемы, с которыми столкнется новый президент и которые придется решать незамедлительно:
– созданием практически с нуля новой российской армии;
– вопросом модернизации инфраструктуры, износ которой превышает 70%, реконструкция же требует свыше 150 млрд долларов инвестиций в течение ближайших пяти-шести лет (эти инвестиции важно не просто обеспечить, а сделать так, чтобы их не разворовали);
– радикальными реформами с целью качественного снижения зависимости экономики от сырьевого экспорта; возрождением нашей фундаментальной и прикладной науки, созданием на новом месте и уровне высокотехнологичных производств;
– в то же время разработкой новых месторождений нефти и газа, которые позволили бы России продолжать использовать главные естественные преимущества, связанные с наличием собственной сырьевой базы;
– урегулированием долгового кризиса, который весьма вероятен, это признает даже нынешний министр финансов, в результате лавинообразного роста в 2005-2007 годах долгов крупных корпораций и грозящего нам массового невозврата в 2007-2008 годах потребительских и ипотечных кредитов;
– ограничением китайской экспансии на востоке страны.
Отмечая, что эти шаги потребуют не только больших средств, но и огромной политической воли, Геращенко приходит к выводу, что частично нелегитимный лидер не сможет справиться со всеми этими проблемами.
Выход он видит в создании нового источника легитимности, а именно, в свободных, демократических выборах следующего главы государства, что можно обеспечить только погасив жесткий конфликт групп влияния вокруг кандидатуры преемника. По мнению Геращенко, сделать это надо сразу после президентских выборов, изменив функции президента в политической системе и перераспределив полномочия между главой государства и правительством парламентского большинства.
Это значит, что следующий президент России, формально и номинально будучи преемником Владимира Путина, фактически должен отказаться от принципов управляемой демократии, стимулирующей возвышение самых тусклых и наименее дееспособных, и стать "непреемником", пишет возможный кандидат от оппозиции.
По мнению Геращенко, это единственный способ выхода из нависающего кризиса, сопряженного с транзитом власти. Все остальное - путь к консервации проблем, ошибок и неудач, искусственный выбор лидера, не способного решать проблемы России, заключает он.