Возможно, ничто так не олицетворяет собой новый дух Международного олимпийского комитета (МОК), как квартал на Мейн-стрит в Солт-Лейк-Сити. Слева находится отель Grand America, излишне роскошное монолитное здание с белыми колоннами. Ночью оно подсвечивается даже лучше, чем Капитолий, а внутри отделано вишневым деревом и итальянским мрамором. Справа мы видим массивное здание отеля Little America √ его предшественника, √ которое с этой стороны больше похоже на Residence Inn, чем Ritz-Carlton.
Когда члены МОК прибыли сюда, на церемонию открытия 113-ой сессии МОК, которая состоялась в воскресенье вечером, казалось логичным, если бы они разместились в отеле Grand America. Однако, как отмечает "Инопресса" со ссылкой на издание CHRISTIAN SCIENCE MONITOR, на этот раз большее число официальных лиц МОК поселилось в гостинице Little America. А руководитель МОК Жак Рогге и вовсе остановился в общежитии университета Юты в Олимпийской деревне. Именно там три года назад скандал со взятками подорвал репутацию организации, которая призвана улучшать состояние здоровья людей, и дал толчок более радикальным реформам в 108-летней истории МОК.
Своими действиями √ от выбора скромных условий проживания во время Олимпиады, до новых правил борьбы за право принимать у себя Игры и проведения допинг-контроля во время соревнований √ МОК пытается придать новый облик организации, которая по иронии судьбы стала олицетворять собой все пороки привилегий и власти, то есть ценности, прямо противоположные духу Игр. Самым ярким проявлением коррупции стало обнаружение того факта, что оргкомитет Солт-Лейк-Сити потратил примерно 1 млн. долларов на подарки и денежные подношения различным членам МОК, чтобы завоевать право принимать у себя Игры.
В конце прошлого месяца федеральные следователи подали апелляцию на решение суда Юты, отклонившего 15 пунктов обвинения, включая дачу взяток, выдвинутых в отношении двух руководителей оргкомитета Солт-Лейк-Сити.
Большинство считает, что темпы, с которыми осуществляются перемены, по-прежнему невысоки. Однако давление международной общественности и избрание нового президента в июле прошлого года способствовали тому, что моральным аспектам в деятельности МОК вновь стали уделять повышенное внимание.
"Именно здесь, в Солт-Лейк-Сити, мы впервые узнали о глубоком кризисе, чуть не уничтожившем МОК, - подчеркнул Рогге в своем воскресном выступлении. - Не соответствующие своему предназначению структуры и человеческие слабости √ вот корни зла, которое обязательно бы проявилось √ здесь или где-нибудь в другом месте".
Раздавалось много критики в отношении первоначальных реформ МОК, таких как создание комиссии по этике и запрет членам МОК посещать города, претендующие на принятие Игр. По мнению некоторых, МОК по прежнему остается организацией, играющей по собственным правилам и не подверженной серьезному контролю извне. Общественность полагает, что реальные перемены произошли, когда в июле прошлого года завершился срок пребывания на посту президента Хуана Антонио Самаранча. И дело не в том, что он был причиной коррупции. Скорее, его МОК создал атмосферу аристократии, которая препятствовала любым искренним проявлениям открытости, считают критики.
С уходом Самаранча, требовавшего, чтобы его именовали "превосходительством", из МОК ушел "более авторитарный стиль правления", говорит Джон Хоберман, преподающий историю Олимпийских игр в Техасском университете в Остине.
Даже некоторые члены МОК признают, что изменилась сама культура организации. "Это было совершенно другое поколение", - говорит Роберт Ктвртлик (ROBERT CTVRTLIK), член американской волейбольной команды, завоевавшей золото в 1988 году, с 1999 года являющийся членом МОК. При этом сам Ктвртлик олицетворяет собой изменение характера МОК. Будучи одним из нескольких спортсменов, избранных в МОК на волне скандала, он и его коллеги пытаются помочь внедрить олимпийские спортивные идеалы в деятельность администрации.
Более того, Ктвртлик играет ведущую роль в новом антидопинговом агентстве. По мнению многих, МОК, который долгое время критиковали за игнорирование проблемы допинга, в преддверии этих Игр сделал важный шаг вперед в данном направлении.
У некоторых атлетов проба на допинг уже оказалось позитивной, и создается ощущение, что кольцо сжимается. "Важно, что антидопинговое агентство добилось реальной независимости от МОК, чего никогда раньше не было", - считает профессор Хаберман.
Чувствуя, что репутация Солт-Лейк-Сити запятнана отголосками скандала, горожане предпринимают экстраординарные усилия, чтобы изменить мнение гостей: добровольцам был роздан 150-страничный кодекс поведения, запрещающий жевать резинку, иметь татуировки на открытой части тела, скрещивать руки на груди и много говорить о скандале.
"Мы просто хотим выглядеть более достойно, - отмечает житель Солт-Лейк-Сити Стивен Соренсен. - Задача каждого из нас √ сделать эти Игры самыми лучшими".