Европейский суд по правам человека обязал российское правительство выплатить по 12 тысяч евро троим пострадавшим в ходе стрельбы, которую устроил в московском супермаркете в 2009 году начальник ОВД "Царицынское" майор Денис Евсюков. Россию признали виновной в нарушении права на жизнь.
Компенсации должны получить Алена Дудаль, Илья Герасименко и Луиза Салихова, говорится в решении суда.
"На решении ЕСПЧ мы останавливаться не будем. Мы пойдем в национальные суды, чтобы отменить то самое решение Тверского суда. Решение Европейского суда является новым обстоятельством, которе позволяет отменить решение национального суда", - сообщила РБК адвокат Алены Дудаль Ирина Хрунова.
Речь идет об отказе в удовлетворении требования пострадавшей Дудаль о выплате ей государством компенсации морального вреда в размере одного миллиона рублей. Девушке, получившей травму лопатки, пришлось закончить карьеру фигуристки. В обращении к ЕСПЧ она указывала, что сотрудник полиции пытался убить ее из служебного пистолета, доступ к которому получил потому, что в ОВД ненадлежащим образом оценили личность Евсюкова и его потенциальную опасность.
"Суд пришел к выводу, что государство не выполнило своего позитивного обязательства в соответствии со статьей 2 (Европейской конвенции по правам человека) принять надлежащие меры для защиты жизни людей, находящихся под его юрисдикцией. И не обеспечило тщательный отбор и контроль государственных служащих, которым разрешено ношение огнестрельного оружия", - говорится в решении суда.
Напомним, Денис Евсюков, возглавлявший ОВД "Царицыно" в чине майора милиции, в ночь на 27 апреля 2009 года, находясь, предположительно, в состоянии алкогольного опьянения и будучи одетым в милицейскую куртку, застрелил из пистолета водителя подвезшей его автомашины Сергея Евтеева и кассира в супермаркете "Остров" Эльмиру Турдаеву, а также ранил еще несколько человек - он стрелял даже в прибывших на место ЧП коллег.
Алена Дудаль получила ранение в шею и перелом левой лопатки. Герасименко и Салиховой Евсюков стрелял в голову. В первом случае пуля вошла около уха и вышла возле носа. Еще один выстрел вызвал разрыв селезенки, проникающее ранение в печень и диафрагму. Во втором случае пуля вошла в левую щеку и вышла с другой стороны, разворотив нижнюю челюсть.
Психолого-психиатрическая экспертиза не выявила у Евсюкова психических расстройств, однако выяснилось, что в детстве он перенес серьезные черепно-мозговые травмы и даже был освобожден от экзаменов по медицинским показаниям. Это привело к эмоциональной неустойчивости, возбудимости, тревожности и отклонениям в поведении.
19 февраля 2010 года Мосгорсуд приговорил Евсюкова к пожизненному заключению, которое он отбывает в колонии "Полярная сова" в поселке Харп в Ямало-Ненецком автономном округе. Сам он признал себя виновным частично. Майор не смог объяснить, где взял патроны и пистолет, и уверял, что не узнает себя на записях камер видеонаблюдения. Также он не смог объяснить свои действия, однако на одном из допросов отметил, что если бы у него оказался пулемет, стрельба принесла бы ему больше удовольствия.
Московский городской суд признал, что при приеме Евсюкова на работу и продвижении его по службе были нарушены закон о полиции и ведомственные приказы МВД. Также суд удовлетворил требования Герасименко и Салиховой о возмещении Евсюковым расходов на лечение в размере 19 и 27 тысяч рублей, а также компенсации морального вреда в размере 350 и 250 тысяч рублей соответственно. Впоследствии выяснилось, что Евсюков банкрот - денег у него нет и не предвидится.
Требования всех троих потерпевших к государству были отклонены. При этом, как они указывали в обращении к ЕСПЧ, в 52-й статье Конституции РФ говорится, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает жертвам доступ к правосудию и компенсации за причиненный ущерб, а в статье 53 указано: "Каждый человек имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов госвласти или должностных лиц".
Совершенное офицером милиции преступление имело большой общественный резонанс, привело к череде отставок и изменениям в готовившийся в то время закон "О полиции" - из него изъяли скандальное положение о "презумпции законности" действий стражей порядка.