Сейчас в некоторых странах мира мобильных телефонов больше, чем людей, и подключенные к сотовым сетям граждане находят все новые и новые поводы для волнений, связанных с мобильниками, пишет Guardian (текст на сайте Inopressa.ru).
В результате, говорят эксперты, на свет появился телекоммуникационный эквивалент синдрома "фантома конечности", когда у человека с ампутированной конечностью появляется ложное ощущение ее наличия, хотя ее больше нет.
Многим из нас знакома новая форма фобии: где-то раздается звонок мобильного, и все люди поблизости с неистовой энергией начинают проверять свои карманы и сумки. Однако есть и более сложные ее формы: некоторые люди рассказывали, что якобы слышат звонок мобильного телефона, сидя на концерте или находясь за рулем автомобиля, хотя в действительности он не звонит.
Новый термин ringxiety (мания звонка) (от англ. ring – "звонить" и anxiety – "тревожность, беспокойство, боязнь" - прим. ред.) придумал Дэвид Ларами, который пишет докторскую диссертацию в Калифорнийской школе профессиональной психологии в Лос-Анджелесе. Ларами говорит, что сам страдает этим расстройством – по его словам, некоторые звуки и их последовательность могут вызывать у него ложное ощущение, что звонит именно его телефон.
Мания звонка возникает у Ларами от таких простых вещей, как рекламные ролики по телевизору или музыкальные композиции на радио. "Еще мне кажется, что я слышу звонок, когда течет вода из крана и иногда – когда бреюсь", – рассказал он газете The New York Times. Не помогает даже отключение телефона – вибрации вызывают ложные ощущения так же, как и звуковые раздражители.
Хотя, возможно, эта теория звучит как шарлатанство, научные данные, стоящие за ней, достаточно обоснованны: определенные звуковые диапазоны – от 1 до 6 кгц – легче улавливаются человеческим ухом и поэтому в большей степени стимулируют реакцию.
Но, в конечном итоге, в мании звонка более существенную роль играет психологическая потребность всегда быть на связи: именно она заставляет людей, сидя в пабе, выкладывать мобильник на стол.
Однако пока "мания", как и многие другие расстройства, провоцируемые современной жизнью, не является настоящим, признанным заболеванием.