Бывший лидер боснийских сербов Радован Караджич, в четверг впервые представший перед Международным уголовным трибуналом для бывшей Югославии (МТБЮ), не верит возможность справедливого суда над собой. Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, говорится в письменном заявлении на 4 страницах, которое он сегодня направил трибуналу.
В нем Караджич сообщил о тех "грубых нарушениях", о которых на первом заседании в четверг не дал ему договорить полностью судья Альфонс Ори, сославшись на то, что первое появление перед судом - не место для подобных заявлений.
По утверждению Караджича, развернутая еще до начала боснийского конфликта "охота на ведьм" в мусульманских средствах массовой информации, "когда единственными жертвами были только сербы", уже изобразила его военным преступником.
Затем кампания продолжилась в мировых СМИ, сделав для многих людей "невообразимой" саму возможность того, чтобы он был оправдан. Он также подробно рассказал о том, что в 1996 году бывший спецпредставитель президента США на Балканах Ричард Холбрук предложил ему через его представителей сделку, "без сомнения, от имени США". Караджич должен был полностью исчезнуть с политической арены, не давать интервью, не печатать литературные работы, "другими словам, стать невидимым", для того, чтобы ничто не мешало полному вступлению в силу Дейтонских соглашений. За это его не будут преследовать и разыскивать.
Подобные заявления уже неоднократно делались и каждый раз западными политиками опровергались, как было и на этот раз. Госдепартамент США и лично Холбрук уже заявили, что это обвинение не соответствует действительности.
По словам Караджича, это тайное соглашение, которое должно было принести ему "покой и свободу", "стало источником опасности для жизни". Караджич заявил, что попытки его ликвидации уже имели место, и он также опасается за свою семью.
Караджич также повторил сделанное в четверг устно заявление о том, что при его аресте и экстрадиции были допущены грубые нарушения. Так, по словам Караджича, дата его ареста не соответствует заявленной сербскими властями. По официальной версии, это произошло 21 июля. Однако, по словам Караджича, он был незаконно похищен 18 июля неизвестными людьми, которые три дня держали его в незнакомом месте, не проинформировав его о правах и не дав возможности сделать телефонный звонок. Он также заявил, что его экстрадиция в Гаагу была произведена с нарушениями.
На следующем заседании 29 августа Радовану Караджичу будет задан вопрос, признает ли он себя виновным в предъявленных обвинениях. Против бывшего президента самопровозглашенной Республики Сербской /в Боснии и Герцеговине/ оно выдвинуто по 11 пунктам. Обвинения предъявляются самые серьезные: геноцид, нарушение законов и обычаев войны, преступления против человечности, совершенные в отношении боснийских мусульман, хорватов и других несербов в ходе боснийской войны 1992-1995 годов.
Первые обвинения были выдвинуты Гаагским трибуналом в отношении Караджича в июле 1995 года. Позднее, в ноябре того же года, добавились пункты в связи с событиями в Сребренице, когда были убиты около 8 тысяч мусульман. Караджич обвиняется в обстреле Сараева, когда были убиты и пострадали тысячи мирных жителей, а также во взятии в заложники миротворцев ООН и военных наблюдателей.