Интеллигенция требует наконец-то признать геноцид армян на закате существования Османской империи. До сих пор судьба примерно одного миллиона подвергавшихся преследованиям армян не является в Турции темой для публичных обсуждений, пишет Tageszeitung (перевод на сайте Inopressa.ru).
"Давайте больше не будем обманывать сами себя. Поезд давно ушел. Западный мир считает геноцид армян фактом, даже если не настаивает на этом". На днях в комментарии в турецкой Daily News один из самых известных журналистов Турции, корреспондент CNN Türk Мехмет Али Биранд, потребовал от правительства Анкары еще раз обдумать свою позицию по армянскому вопросу. Официальная позиция Турции – никакого геноцида армян в последние годы существования Османской империи не было – не выдерживает критики в современном мире, пишет он.
Биранд и другие просят правительство приложить все усилия к тому, чтобы ООН создала независимую комиссию, которая изучит политику османского правительства по отношению к армянскому меньшинству в период с 1915 по 1918 год. "Только это даст нам возможность очнуться и выработать новую стратегию", - считает Али Биранд.
До сих пор официальная политика пыталась принизить значение дискуссии о "геноциде" до уровня исторического спора. В то время как историки, преимущественно армянского происхождения, публикуют статьи со своим видением событий в США и Франции и тем самым уже в значительной мере склонили на свою сторону международную общественность, турецкие ученые без устали пытаются доказать обратное.
По инициативе исторического факультета Венского университета в прошлом году впервые произошла встреча армянских и турецких историков, призванная заложить первый камень в плане научного взаимопонимания. На встрече была достигнута договоренность об обмене документами, к которому армянская сторона до сих пор не приступила. Поэтому следующая встреча, намеченная на май, не состоится, пишет издание.
Несколько дней назад комитет турецкого парламента по связям с ЕС принял решение самому составить представление о проблеме и пригласил с этой целью историков армянского происхождения и представителей турецкого Исторического общества. При этом, как сказал заместитель председателя комитета Али Риза Алабоюн, слово будет предоставлено всем, независимо от их позиций.
Параллельно с политической дискуссией, которая по существу является реакцией на возрастающее давлении извне, в последние годы все чаще появляются кинофильмы, книги и выставки, которые независимо от трактовки вопроса, был геноцид или нет, демонстрируют широкой публике, что когда-то в границах сегодняшней Турции проживало много армян. Так, на одной из популярных выставок были представлены почтовые открытки со сценами из повседневной жизни армян в начале ХХ века.
В настоящее время большое внимание приковано к книге "Моя бабушка", которую написала адвокат Фетхия Джетин. Умершая несколько лет назад женщина рассказала своей внучке, что раньше ее звали не Сехер, а Херанус и что ее родители были армянами. Когда весной 1915 года начались погромы и депортация, во время голодного похода в Месопотамию, куда ссылались армяне Восточной Анатолии, один офицер отобрал ее у матери, а позже удочерил. Фетхия Джетин описывает в книге судьбу своей бабушки и других армянских семей.
Фетхия Джетин, как и большинство представителей сегодняшней армянской общины в Турции, не хочет спорить по поводу понятия "геноцид". Понятия и интерпретация событий могут меняться. "То, что вчера называлось депортацией, сегодня может называться геноцидом, – пишет Мехмет Али Биранд. – Еще придет время открыть в связи с этим новую дискуссию".
Этому совету немедленно последовал знаменитый турецкий писатель Орхан Памук. В интервью швейцарской газете Tages-Anzeiger он сказал: "В Турции были убиты один миллион армян и 30 тысяч курдов. Я это утверждаю, и поэтому националисты меня ненавидят".
Его оппоненты, в свою очередь, захотели немедленно высказаться. Комментатор газеты Hürriyet Фатих Алтайле публично угрожал подать на него в суд, что и было сделано представителем коллегии адвокатов из Кайсери. Он обвинил Памука в клевете на республику. Остается ждать реакции судебных властей, заключает издание.