Некоторые грузинские СМИ поставили под сомнение официальную информацию властей в Тбилиси о том, что "бородачи", убитые в ходе спецоперации в ущелье Лопота вблизи границы с Дагестаном, были боевиками из России. МВД Грузии сначала с возмущением отрицало "абсурд", но в понедельник было вынуждено признать: в состав вооруженной группы входили и грузинские граждане (СПИСОК).
Информационный центр региона Кахетия в воскресенье опубликовал фотографии троих из 11 уничтоженных бандитов, сообщив, что один из их близких опознал трупы. Инфоцентр привел имена и фамилии убитых: Аслан Маргошвили, Бахауди Алдамов и Бахауди Багакашвили, передает "Вестник Кавказа".
- Ход спецоперации и рассказ заложника
Также в выходные дни в социальных сетях Грузии появилась информация о том, что "ликвидированные в ходе спецоперации боевики являются 19-20-летними жителями Панкисского ущелья". Они якобы были ваххабитами и, уйдя из Грузии в Дагестан, оттуда хотели попасть в Сирию", сообщает "Интерфакс". Агентство добавляет, что интернет-ресурс "ГурияНьюс" со ссылкой на жителей Панкисского ущелья Грузии, где живут беженцы из Чечни и родственные им местные кистинцы, сообщил, что "в эти дни в Дагестане должно было произойти собрание "Имарата Кавказ", куда они и направлялись".
1 сентября корреспондент "Радио Свобода" сообщил, что поздно вечером в пятницу в эфир телекомпании "Объектив" позвонила женщина, говорящая с сильнейшим чеченским акцентом, и заявила, что на самом деле в ущелье Лопота были убиты чеченцы-кистинцы, то есть жители Панкисского ущелья Грузии. Она разразилась угрозами в адрес президента Михаила Саакашвили, сказав, что "мусульмане жестоко отомстят ему за убийство кистинцев".
А в понедельник, 3 сентября, корреспондент радиостанции "Эхо Кавказа" передал, что поздно ночью накануне на кладбище около села Дуиси Панкисского района были погребены два тела, и первоначально сообщалось, что похоронены Аслан Маргошвили и Бахауди Алдамов. Однако родственникам Маргошвили, не принимавшим участия в похоронах, затем сообщили, что тело Аслана захоронено не было. Никаких других подробностей происходящего пока не сообщается.
Всего же в Дуиси несколько дней назад были вырыты шесть могил, передают источники. Четыре из них пока пусты.
МВД Грузии официально заявляло, что среди боевиков, убитых в ущелье Лопота, нет грузинских граждан. 1 сентября руководитель пресс-службы ведомства Саломэ Махарадзе в интервью "ГурияНьюс" на соответствующий вопрос ответила так: "Могу сказать с абсолютной уверенностью, что среди них не было граждан Грузии. Интересно, как они их опознали?! Где их видели, у вас не возникло такого вопроса?" - цитирует "Грузия Online".
Она также отметила, что никто пока не видел трупы, тем более жители Панкисского ущелья, и непонятно, как они определили, кто убит.
Кроме того, в интервью агентству "ИнтерпрессНьюс" Махарадзе заявила, что в связи с операцией ведутся следствие, экспертиза трупов и процесс идентификации, но точно можно сказать, что убитые в ущелье Лопота люди не являются гражданами Грузии. Распространенная разными СМИ информация о том, что они были жителями Панкисского ущелья и теперь должны быть перезахоронены в Дуиси, является абсурдной, передает его слова сайт "Грузия Online".
Из 11 убитых семь опознаны (СПИСОК)
Однако уже в понедельник МВД признало: "Пятеро из ликвидированных являются гражданами России, двое - граждане Грузии", сообщает ИТАР-ТАСС. Представитель министерства заявил на брифинге, что из 11 ликвидированных в ущелье Лопота членов вооруженной группы в ходе экспертизы и следственных мероприятий установлены личности семерых".
Российское агентство не приводит никаких уточнений, однако "Грузия Online" добавляет, что из двоих граждан Грузии один, действительно, - 22-летний Аслан Маргошвили. Имя второго - Багаутдин Кавтарашвили, ему было 26 лет.
Пятеро ликвидированных, по заявлению МВД Грузии, являются гражданами России с Северного Кавказа. Один из них - Багауддин Багакашвили, родился в Грозном 10 февраля 1986 года и у него имеются родственники в Панкисском ущелье. Остальные ликвидированные боевики идентифицированы как граждане России:
Дукваха Дошуев, 44 года (если не в сообщении не перепутан год рождения, 1968 вместо 1986. - Прим. ред.), родился в городе Ведено, Чечня;
Салам Заурбеков, 20 лет, родился в Грозном, Чечня;
Салам Джабраил, 23 года, родом из Ингушетии;
Мусса Адуев, 31 год, уроженец Грозного, Чечня.
Ход спецоперации и рассказ заложника
Как напоминает ИТАР-ТАСС, спецоперация по обезвреживанию вооруженной группы и освобождению заложников в ущелье Лопота началась вечером 28 августа. По данным МВД, сейчас проводятся мероприятия "по поиску нескольких раненых членов вооруженной группы, которые могут скрываться в разных частях ущелья".
29 августа появилось официальное сообщение о том, что на территории страны, близ дагестанского участка грузино-российской границы обнаружена вооруженная группа, которая якобы проникла из Дагестана и захватила в заложники несколько человек. Туда были направлены подразделения МВД и спецназ Минобороны. Всех заложников удалось освободить.
В ходе спецоперации погибли два сотрудника МВД и военный врач Минобороны Грузии, пять спецназовцев ранены. Ликвидированы 11 членов вооруженной группы, их тела найдены. 30 августа МВД заявило о завершении основной фазы операции.
30 сентября МВД распространило кадры с трупами и оружием, снятые во время спецоперации, а также комментарий того пограничника, который сам остался заложником вместо похищенных в Лапанкури пятерых молодых людей. Он рассказал, что группа пограничников искала пропавших, когда попала в засаду вооруженной группы.
"Около десяти вооруженных лиц окружили нашу машину. Нас насильно вытащили и сказали, что берут нас в заложники. После этого показались еще несколько членов этой вооруженной группировки вместе с пятью пропавшими. Я сказал им, что пятеро молодых людей будут для них тяжелым грузом, так как я являюсь представителем пограничной полиции, начальником этого сектора, я буду для них более ценным, и призвал их отпустить моих сотрудников и этих пятерых граждан", - переводит "Грузия Online" рассказ пограничника. Там же есть видео сюжета на грузинском языке.
По словам пограничника, ему было неизвестно, какая цель была у вооруженных лиц. Как он отметил, у них было тяжелое вооружение, минометы, пулеметы и автоматическое огнестрельное оружие. "Мы спустились вниз, в ущелье, куда пришел представитель МВД. После их разговора мне сказали, что я им больше не нужен, и отпустили меня", - рассказал он.