Новозеландский планетолог произвел переполох в геологическом сообществе, предложив запустить зонд не в космос, а в сердце нашей планеты. Впрочем, его фантастический проект еще не до конца разработан, пишет Le Monde (перевод на сайте Inopressa.ru).
"Сначала эту идею находили смехотворной, сегодня ее считают неосуществимой. Это большой прогресс!". Планетолог Дэвид Стивенсон, сидящий за столом своего кабинета в Пасадене (штат Калифорния), вполне удовлетворен эффектом, который произвело его "скромное предложение", сделанное им 15 мая на страницах журнала Nature: послать зонд в центр Земли в пузыре из расплавленного металла!
Это предложение не прошло незамеченным для геологического сообщества, которое не так уж часто посещают революционные идеи. "Геологи действительно никогда не думали о том, каким образом можно было бы проникнуть в центр Земли. Они считают это предприятие слишком дорогим или слишком трудным, - отмечает новозеландский ученый Дэвид Стивенсон, приехавший работать в Калифорнийский технологический институт в 1980 году. - Совсем другое мышление у тех, кто занимается космическими исследованиями: благодаря соревнованию между Востоком и Западом в эту сферу вкладывались огромные инвестиции. Там совершенно другая атмосфера и другое отношение к тому, что можно сделать". Ученый, специализирующийся на образовании планет Солнечной системы, вдохновился именно этим опытом, разрабатывая свой сценарий.
Недавно вышедший на экраны фильм "Ядро Земли" (The Core), повествующий о научной экспедиции к центру планеты, подтолкнул его к тому, чтобы сформулировать идею, не покидавшую его на протяжении многих лет. "Агент компании Paramount связался со мной и попросил меня ответить на вопросы, поднятые фильмом, - рассказывает ученый. - Я сказал, что это было бы интересно. В декабре я написал об этом статью всего за один день". В дальнейшем расчеты были уточнены, но главное было уже высказано. Прорыть тоннель в земной коре, вылить туда 100 тысяч тонн расплавленного металла, масса которого благодаря самой гравитации, постоянно бы углубляла этот тоннель, унося с собой зонд размером с грейпфрут - "или с дыню, или с ананас", - шутит ученый. Этот зонд, считает он, мог бы позволить производить замеры и передавать их с помощью акустических волн. Подземная капсула смогла бы достичь центра земли за неделю: "99,99% всей работы" выполнила бы сила земного притяжения.
Принцип, который рассчитывает применить Дэвид Стивенсон, является полной противоположностью извержению вулканов, выбрасывающих на поверхность Земли расплавленную лаву. Будучи менее плотной, чем окружающая среда, она поднимается вверх, тогда как металлический пузырь Стивенсона погружался бы вниз в силу противоположного феномена. Модная ныне теория утверждает, что металлическое ядро Земли образовалось благодаря именно этому механизму - однако ученый в эту теорию не очень верит. На сегодняшний день его предложение вызывает больший энтузиазм у профанов, чем у специалистов, которые "настроены не то чтобы очень критично, но в то же время не прыгают от радости, утверждая, что это нужно сделать немедленно", - отмечает Стивенсон. По его словам, на недавно состоявшемся научном конгрессе он беседовал на сей счет с бывшим министром по науке Клодом Аллегром: "У меня сложилось впечатление, что он нашел эту идею заслуживающей внимания. Если не для того, чтобы добраться до центра Земли, то хотя бы с тем, чтобы проникнуть в нее на несколько десятков километров".
Вот только осуществима ли эта идея? Ученый признает, что первая фаза эксперимента, состоящая в том, чтобы пробурить достаточно глубокий шурф в земной коре, остается самой неразработанной частью концепции. Сегодня он сожалеет о том, что говорил о возможности использования с этой целью атомных бомб: у экспериментаторов этот "инструмент" непопулярен, к тому же Стивенсон "не уверен, потребуется ли для этого так много взрывчатки".
Стивенсон не ждет, что его предложение будет осуществлено уже в ближайшие годы. "Это набросок, к которому можно было бы вернуться лет через десять", - говорит он. Может быть, он просто захотел попасть в список великих мечтателей? "Кто знает?", - отвечает он. Артур Кларк описал космические станции задолго до их появления.