В ливийском офисе "дочки" "Лукойла" Lukoil Overseas проведены обыски, изъяты компьютеры, а 25 ноября задержан руководитель офиса Александр Цыганков. Он до сих пор находится под стражей, но никаких официальных обвинений ему не предъявлено, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на советника посольства России в Ливии Анатолия Мартынова. Кроме того, местными властями было арестовано имущество представительства компании, добавляет газета "Время новостей".
"Мы подтверждаем информацию о задержании на территории Ливии российского гражданина. Посольство предпринимает все необходимые усилия для его скорейшего освобождения", - сообщил "Интерфаксу" по телефону во вторник из Триполи консул российского посольства Олег Фомин. Он также подтвердил, что задержан Цыганков, и проходит он по делу как свидетель, а не как обвиняемый. Представители посольства уже встречались с задержанным: "Он чувствует себя нормально и содержится в нормальных условиях". Посольство делает все, чтобы добиться освобождения руководителя офиса Lukoil Overseas, заявил Фомин.
В компании "Лукойл" и в ливийском посольстве пока от официальных комментариев отказываются.
По данным источников "Ведомостей", обыски связаны с делом о коммерческом шпионаже. Речь идет о назначенном на 9 декабря тендере по 12 газовым участкам в Ливии общей площадью 72,5 кв. км. Ливийские чиновники подозревают, что нефтяникам, якобы с использованием подкупа, стало известно содержание конвертов с предложениями конкурентов, в результате чего им удалось существенно доработать свое предложение и в итоге выиграть тендер. Главные подозреваемые - сотрудники ливийской национальной нефтегазовой компании.
Это первый для республики конкурс на распределение недр. На него подали заявки 35 компаний, включая Gaz de France, Total, StatoilHydro, BP, Eni, ConocoPhillips, OMV, Wintershall и проч. Из российских допущены три: "Лукойл", "Газпром" и "Новатэк". Ливия занимает 2-е место по разведанным запасам газа в Африке (1,47 трлн куб. м).
Издание отмечает, что нефтяные компании разных стран не раз фигурировали в делах о шпионаже и взятках в "третьих" странах. Весной прогремело дело Total, в рамках которого был арестован президент компании Кристоф де Маржери. Его подозревали в подкупе иранских чиновников в 1997 году, когда Total получила доступ к газовому месторождению "Южный Парс".