В свое время Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) должна была при помощи дипломатии обеспечивать безопасность в Европе. Сегодня она хочет внедрять демократические ценности, защищать права человека, раскрывать фальсификации на выборах, но терпит неудачу из-за своих внутренних противоречий.
ОБСЕ была создана в годы холодной войны для помощи Востоку и Западу в разрешении кризисных ситуаций за столом переговоров. После падения железного занавеса организация лишилась своей основной задачи и теперь работает по двум направлениям. Российское правительство и его союзники в Белоруссии, Армении или Казахстане рассматривают организацию как дипломатический форум, который анализирует кризисные ситуации с безопасного расстояния и принимает резолюции, как своего рода запасник, куда можно отправить второсортных, ни в чем не заинтересованных, но верных правительству дипломатов, пишет газета Tagesanzeiger (перевод на сайте Inopressa.ru).
Западные правительства в течение некоторого времени даже считали ОБСЕ альтернативой ООН, которая дисквалифицировала себя, не сумев разрешить кризисные ситуации в Боснии и в Руанде. ОБСЕ должна была делать это лучше и успешнее, ее задачей было приносить бывшим диктатурам не только мир, но и демократию, новую правовую систему, свободные средства массовой информации и честные выборы. Все началось с Балкан, теперь поле деятельности организации постепенно перемещается на Кавказ и в Центральную Азию. Сегодня ОБСЕ организует миссии в Грузии, Армении, Азербайджане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане и Киргизии. Кремль слишком поздно увидел, что у него уже нет влияния на новую структуру ОБСЕ с важным Офисом по демократическим институтам и правам человека, который, между прочим, указал на нарушения во время выборов на Украине и в Киргизии.
Тем более резкой стала реакция сейчас. Российское правительство обвиняет ОБСЕ в односторонности. В этом году Россия затянула принятие бюджета и, таким образом, парализовала работу организации. Западные дипломаты говорят о новом варианте холодной войны. В эти дни 300 парламентариев из стран-членов ОБСЕ на заседании в Вашингтоне ищут пути выхода из кризиса. Они опираются на предложенный пакет реформ под названием Common Purpose, который был представлен в Вене на прошлой неделе. Однако внутри самой ОБСЕ есть сильные сомнения по поводу того, что у членов организации вообще остались еще какие-то общие цели.
В ОБСЕ входит 55 государств, которые формально обладают одинаковыми правами. На деле, ею управляют западные дипломаты, юристы, эксперты по правам человека. Расходы на общую сумму в 190 млн швейцарских франков на 17 миссий несут, в первую очередь, США (13,6%), Германия (11,3%), Италия, Франция и Великобритания (по 10,4%). Богатое российское государство платит 3,7% – немного больше, чем Швейцария (2,7%). Соответственно мало и влияние Кремля. Из 750 международных сотрудников миссий ОБСЕ всего 18 человек из России, 93 – из США. Русские возглавляют только одно учреждение, американцам подчиняются три миссии.
В том, что внимание ОБСЕ сконцентрировано на государствах, входивших в состав бывшего СССР, Москва виновата сама, пишет швейцарская газета Tagesanzeiger.
Если бы Кремль захотел и приложил определенные усилия, то он давно мог бы разрешить конфликты между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха, вокруг Приднестровья – области, отделившейся от Молдавии, или вокруг Южной Осетии. Москва постоянно оттягивает обещанный вывод войск и этим подогревает конфликты.
Западные же правительства перегружают организацию задачами, с которыми она уже давно не в состоянии справиться. Помимо того, что она должна укреплять демократию, готовить полицейских и судей, наблюдать за проведением выборов, она также должна обеспечивать безопасность границ, бороться с международным терроризмом, торговлей людьми и коррупцией. Для этого нет ни достаточного количества денег, ни специально обученных людей, ни согласия политиков государств – членов организации.
Из Чечни делегация ОБСЕ была выгнана русскими, в Узбекистане она не смогла предотвратить кровавую расправу с оппозиционерами, а сейчас не имеет права проводить там расследование, в Туркменистане она вынуждена молчать по поводу преступлений диктаторского режима.
Миссии ОБСЕ бессильны, так как они зависят от настроя конкретной страны, в которой они работают, и от решения посольского совета. Они должны вести себя дипломатично и не должны называть имена преступников. Таким образом, факты заменяются пропагандой собственной организации, и для прессы каждая мини-конференция объявляется "важным шагом на пути к демократии".
Реформа предлагает усиление полномочий генерального секретаря, чтобы у него, как у Кофи Аннана в ООН, было более широкое поле деятельности, и он мог быть менее зависимым от совета послов. Но проблема взаимного недоверия между Востоком и Западом в ОБСЕ, таким образом, все равно не решается.
Атмосфера настолько отравлена, что конструктивное решение проблемы не представляется возможным. Если только ОБСЕ не сделается вновь тем, чем организация была однажды – группой благожелательно настроенных дипломатов, которые борются с кризисами путем принятия совместных резолюций.