Двое морских пехотинцев США приговорены к тюремному заключению по обвинению в пытках иракского заключенного в тюрьме "Абу-Грейб".
19-летние солдаты Эндрю Стинг и Джереми Трефни приговорены к заключению на срок 8 и 12 месяцев, а также к разжалованию и другим санкциям, передает "Интерфакс". Они признали себя виновными в том, что пытали иракского пленного электрическими разрядами.
Оба солдата несли службу в тюрьме "Абу-Грейб" около Багдада, где находилось около 300 иракских пленных, многие из которых подвергались издевательствам.
Всего перед судом по обвинению в плохом обращении с заключенными и в заговоре с целью жестокого обращения с военнопленными предстали 7 военнослужащих, в то числе - две женщины.
Ранее приговор был вынесен одному из них - 24-летнему сержанту армии США Джереми Сивицу. Он признал себя виновным и был приговорен судом к одному году лишения свободы. Кроме того, он будет разжалован и уволен с военной службы. Это - максимальное наказание, учитывая его сделку со следствием и то, что Сивиц признался в содеянном.
Еще в марте американское командование объявило о том, что 17 солдат армии США подозреваются в ненадлежащем обращении с пленными, но детали их прегрешений не раскрывались. Все 17 солдат, включая бригадного генерала Дженис Карпински (ФОТО), были отстранены от исполнения своих обязанностей.
Первый обвиненный по делу, уроженец штата Пенсильвания Джереми Сивиц, автомеханик по профессии, нес службу в тюрьме "Абу-Грейб" около Багдада. Он обвинялся в том, что принимал участие в издевательствах над заключенными, а также делал снимки, на которых сняты сцены насилия над узниками.
Военный трибунал решил, что 24-летний младший сержант Джереми Сивиц виновен по трем пунктам обвинения. В частности, по двум пунктам - в плохом обращении с заключенными и по одному - в заговоре с целью жестокого обращения с военнопленными.
Сам Сивиц признал себя виновным по четырем пунктам обвинения, включая нарушение воинского долга. Он признался в том, что фотографировал процессы измывательств. Сивиц признал свою вину, однако заявил, что вместе с другими военнослужащими выполнял распоряжение сотрудников военной разведки. По его словам, именно они заставляли солдат избивать, унижать и пытать задержанных и содержавшихся в тюрьме без суда и следствия жителей Ирака.
Судя по всему, других обвиняемых по этому делу могут ждать более серьезные наказания. В частности, наиболее сурово может быть наказана одна из главных "героинь" дела, девушка-солдат Линди Ингланд, которая уже стала символом жестокости американских военных.
Сивиц рассказал много интересного следствию, в том числе и о Линди Ингланд
"Она смеялась, когда заключенных заставляли делать всякие вещи", - говорит младший сержант, отмечая, что вместе с рядовой Ингланд "весело" проводила время и младший сержант Сабрина Харман. Они "позировали для фотографий на фоне заключенных с поднятыми большими пальцами".
Но дружок Ингланд - Чарльз Грейнер - был гораздо жестче и циничнее по отношению к заключенным. "Грейнер засунул голову заключенного себе под мышку и стал с силой наносить удары в область виска", - рассказал Джереми Сивиц в своих показаниях, данных под присягой.
"Грейнер так сильно бил кулаком заключенного, что тот потерял сознание. Грейнер смеялся и шутил, как будто ему это нравилось. Он подошел к груде лежащих друг на друге заключенных, которые еще были одеты, поставил на них колено и велел мне его сфотографировать", - продолжал Сивиц.
По словам Сивица, солдаты понимали - то, что они делают, неправильно. На вопрос о том, могло ли это происходить в присутствии кого-то из начальства, Сивиц ответил: "Черт, конечно, нет. Нам бы за это досталось. Наши командиры думают, что надо поступать по правилам. Если бы они знали, что происходит, мы бы за это поплатились".
"Потом Грейнер и Фредерик заставили заключенных раздеться, - рассказывает Сивиц. - Грейнер сказал это по-арабски". Потом, поскольку заключенные сразу не подчинились, они отвели их в сторону, и Грейнер приказал им сесть. "Не знаю, что спровоцировало Грейнера, но он наклонился над одним из заключенных, надел ему на голову пакет и стал его бить, пока тот не потерял сознание".
"Я подошел к нему посмотреть, жив ли он еще. Я видел, что он без сознания, потому что он лежал неподвижно с закрытыми глазами, но его грудная клетка поднималась и опускалась, так что я понял, что он еще жив".