Накануне президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что Грузия не намерена терпеть пребывание российских военных баз бесконечно. Грузинская сторона настаивает на окончательном выводе российских войск до конца 2007 года. Саакашвили уверен в том, что вопрос о выводе баз с грузинской территории решится до 8 мая. По его словам, между президентами двух стран идет интенсивный обмен документами о деталях этого вывода.
Однако сегодня в печати появилось интервью министра обороны РФ Сергея Иванова, в котором он утверждает, что только для подготовки вывода российских войск из Грузии необходимы 4 года. И пока в бюджет средства для этого не заложены. Кроме того, российская сторона не рассматривает как приоритетный вопрос вывода баз из Грузии, и решаться он будет в порядке общей очереди.
"Что касается Грузии, мы никогда не говорили, что не хотим оттуда уходить. В 1999 году Россия взяла на себя обязательства, часть из них мы сразу выполнили, две базы закрыли, привели в соответствие с международными договорами количество вооружений, начали переговоры и ведем их. Надеюсь, даже скоро закончим. Вопрос не в том, когда мы начнем вывод, а когда его закончим. По количеству техники, личного состава подсчеты говорят, что минимум надо четыре года, чтобы построить соответствующую структуру на своей территории, где мы расположим новые базы взамен выводимых из Грузии.
Дело это наше, суверенное, где захотим, там и построим. И докладывать об этом никому не будем. Но ведь надо построить военные городки, как минимум служебное жилье для офицеров, арсеналы, парки хранения техники, словом, всю инфраструктуру. Пока на эти цели деньги в бюджете не заложены вообще, потому что, как говорится, утром соглашение, вечером - деньги. Не ранее 2006 года может быть открыто дополнительное финансирование", - заявил Иванов в интервью "Российской газете".
"Сам вывод техники - тоже непростая операция. Технику надо обслужить, подготовить, чтобы она дошла, ее надо погрузить, вывезти на российскую территорию. Это тоже все деньги и транспортные проблемы", - настаивает Сергей Иванов.
При этом Иванов отметил, что вопрос обеспечения безопасности вывода российских военных на территории Грузии – это проблема грузинского правительства. Также российская сторона не собирается обращать внимания на возможные протесты местного населения, которое работало на базах. По словам Иванова, все эти вопросы – это "не наше дело" и "их проблема".
Михаил Саакашвили в интервью телеканалу RTVi недавно признал, что вопрос о российских базах в Грузии серьезно портит отношения его страны с Россией. Возможно даже, что именно из-за нерешенности этого вопроса Михаил Саакашвили может не приехать в Москву на празднование 60-летия Победы.
"Есть общий фон отношений, который у нас сложился с Россией, особенно за последние полтора года. Фон не простой. Но он связан с тем, что Грузия становится государством. Мы встали на ноги, стали контролировать свои границы. Мы сказали, что на нашей территории не должно быть иностранных войск, а в данном случае это российские войска. Может, это кого-то раздражает, но большинство трезвомыслящих россиян этот факт признает, и это нормально", - рассказал Саакашвили RTVi.
Саакашвили не устает подчеркивать, что после ухода российских войск из Грузии их место не займут натовские войска.
"Мы прямо заявляем, и большого секрета здесь нет, что если российские войска уйдут, а они обязательно уйдут, то натовские войска на их замену не придут. Не придут, потому что Грузия - это такая комплексная страна. Вряд ли в этом регионе сейчас есть место другим военным базам, другому крупномасштабному присутствию. Мы строим свою маленькую армию, которая все равно будет самой маленькой на бывшем постсоветском пространстве. Если сравнить с соседями, то может в 10, в 12, в 14 раз меньше эта армия будет, опять в пересчете на население. И она будет достаточна, чтобы ни на кого не нападать и чтобы на нас не было желания ни у кого нападать", - говорит Саакашвили.
При этом грузинский президент настаивает на том, что России базы уже давно не нужны.
"Военный смысл эти базы утратили. Там старая техника, которая ни на что не годится. Там солдаты срочной службы, которые, прямо скажем, недостаточно подготовлены. Не мне об этом судить, но такую информацию мы получаем. И это подтверждается российскими генералами. Так что, я думаю, это более эмоциональный, политический вопрос сейчас. И я думаю, даже больше эмоциональный, чем политический, чем военный", - подчеркнул Саакашвили.