Администрация президента США не рассматривает возможность смягчения или снятия обвинений с беглого подрядчика Агентства национальной безопасности (АНБ) США Эдварда Сноудена, хотя тот, по мнению Кремля, и не вредит больше Белому дому. Об этом в одном из телевизионных ток-шоу заявил в воскресенье старший советник президента США Дэн Пфайффер. Он, в частности, курирует связи Белого дома с общественностью и прессой.
На вопрос, готов ли президент Барак Обама при каких-то условиях смягчить позицию Вашингтона по отношению к Сноудену, Пфайффер ответил отрицательно, передает ИТАР-ТАСС.
"Никакие (такие условия) не обсуждались", - сказал советник Белого дома в эфире телеканала ABC.
Ранее депутат немецкого бундестага Ганс-Кристиан Штребеле, встречавшийся со Сноуденом в Москве, заявил, что беглый экс-сотрудник ЦРУ и АНБ хотел бы высказаться перед американским конгрессом по сути обвинений, которые посыпались на спецслужбы США в последние месяцы.
Однако против предоставления Сноудену такой возможности выступили и сами конгрессмены. В воскресенье интервью телеканалу CBS дали председатели спецкомитетов по разведке сената и палаты представителей Конгресса США Дайэнн Файнстайн и Майк Роджерс.
"Моя реакция была бы негативной", - отметила Файнстайн, когда ее попросили прокомментировать возможность отказа правительства США от судебного преследования Сноудена.
"Он (Сноуден) имел возможность… поднять телефонную трубку и позвонить в комитет по разведке палаты представителей, в комитет по разведке сената и сказать: "Послушайте, у меня есть некоторые сведения, которые вы должны видеть". И мы бы, конечно, встретились с ним… и ознакомились бы с этими сведениями, - уверяет Файнстайн. - Но этого не произошло, и теперь он уехал и нанес этот гигантский вред нашей стране. И я считаю, что ответ должен быть таким: никакого снисхождения".
Аналогичным образом отреагировал на схожий вопрос и Роджерс, пишет газета The Huffington Post. "Я не вижу никаких причин" не преследовать Сноудена в судебном порядке, подчеркнул конгрессмен.
С его точки зрения, смягчение позиции Вашингтона по этому вопросу стало бы "ужасной" идеей. Сноудену "необходимо вернуться и взять на себя ответственность" за свои действия, убежден Роджерс.
По словам конгрессмена, даже если Сноуден считает, что спецслужбы нарушают закон, он не должен был совершать преступление, поставив при этом под угрозу жизни американских солдат, несущих службу в Афганистане и других странах.
Как он далее утверждал, "россияне, безусловно, позволяют оставаться ему (Сноудену) в своей стране не потому, что считают его просто хорошим парнем". "За этой историей, конечно, стоит нечто большее", - полагает Роджерс.
На родине Эдварду Сноудену, который предал гласности сведения о совершенно секретных масштабных программах электронной слежки, реализуемых американскими спецслужбами, вменили в вину сразу три статьи. Ему инкриминируют два положения Закона о шпионаже от 1917 года - несанкционированное разглашение секретной информации, затрагивающей национальную оборону, и умышленная передача данных американской разведки лицам, не имеющим права на получение таких сведений. Кроме того, Сноудену вменяется в вину кража собственности правительства США.
По каждому из этих пунктов ему грозит до 10 лет тюремного заключения.
В связи с этим США настаивают на выдаче Сноудена, который ранее получил в России временное убежище на срок до года, чтобы он предстал перед судом по предъявленным обвинениям. При этом Вашингтон заверяет, что Сноудену будут обеспечены все полагающиеся ему права.
Экс-глава ЦРУ поверил в неведение Обамы, но с оговоркой
В одной программе с конгрессменами Файнстайн и Роджерсом выступил и бывший руководитель АНБ (1999 - 2005 годы) и ЦРУ (2006 - 2009 годы) Майкл Хейден. Он признал, что ситуация, при которой американская разведка перехватывала бы звонки и другие виды связи с телефона канцлера ФРГ Ангелы Меркель без ведома и согласия политического руководства США, невозможна в принципе.
"Я не могу себе представить, чтобы СНБ (Совет национальной Безопасности) и Белый дом не знали бы (об этом)", - сказал эксперт.
При этом Майкл Хейден допустил, что лично Барак Обама мог и не знать о прослушке Ангелы Меркель. Однако о ней наверняка знали сотрудники его администрации, которые должны были доложить президенту о действиях такой важности. На этом основании Хейден пришел к удручающему выводу: прослушивание даже первых лиц государств стало настолько обычным явлением, что об этом даже не обязательно докладывать президенту.
Отметим, что всего несколько дней назад Хайден оказался в центре скандала из-за предполагаемых резких высказываний в адрес президента США. Обрывки его телефонного разговора в самолете услышал один из пассажиров - Том Мэтзи, моментально написавший об этом в Twitter. В итоге бывшему главе ЦРУ пришлось оправдываться, что его превратно поняли из-за пассажира, который сидел на расстоянии двух кресел от него и мог слышать лишь обрывки фраз.
Добавим, что Майкл Хайден уволился из ЦРУ в 2009 году. Теперь он является руководителем службы безопасности компании Chertoff Group.
Российские спецслужбы "помогают" Сноудену искать пути примирения
Бывший сотрудник ЦРУ и АНБ Эдвард Сноуден бежал из США в 2013 году. При этом он распространил информацию о программах слежки американских спецслужб на территории страны и за ее пределами. Откровения агента вызвали ограниченные протесты в США и сложности в дипломатических отношениях Вашингтона с рядом стран.
Сам Сноуден прибыл в Россию в июне этого года, намереваясь продолжить путь в Латинскую Америку, но в результате остался на российской территории и получил временное убежище сроком на один год. В Кремле заявили, что о выдаче Сноудена не может быть речи, поскольку он не совершил преступлений на территории России, а между двумя странами нет соглашения об экстрадиции.
Примечательно, что встреча Сноудена с Гансом-Кристианом Штребеле проходила в присутствии журналистов, но в обстановке строгой секретности. Сотрудники российских спецслужб забрали представителей СМИ из отеля и на микроавтобусе с тонированными стеклами отвезли в неизвестное место, передает РИА "Новости".
Через Штребеле Сноуден передал письмо, адресованное также немецкому правительству, парламенту и Генпрокуратуре. Его содержание огласят в пятницу.