Среди поправок к итоговому докладу Парламентской ассамблеи Совета Европы, сделавших документ и соответствующую ему резолюцию крайне жесткой, нашлись особо "антироссийские". Как оказалось, Румыния в рамках обсуждения вопроса о соблюдении Россией взятых на себя обязательств как члена СЕ, потребовала вернуть ей 93 тонны золота, которое было вывезено в Москву в ходе Первой мировой войны. В российском МИД румынской делегации посоветовали озаботиться более актуальными вопросами.
"Румынские парламентарии не первый раз пытаются интернационализировать тему, давно утратившую актуальность", - цитирует РИА "Новости" официального представителя МИД РФ Александра Лукашевича.
Во внесенной в итоговый доклад поправке Бухарест требует "возвращения временно эвакуированных в Москву в ходе Первой мировой войны сокровищ Румынии". Что интересно, в документе поправка таки нашла отражение: ПАСЕ уверена, что "такое возвращение может быть начато с возраста золотого запаса Национального банка Румынии, составляющего 93,4 тонны золота в монетах и слитках", отмечает РИА "Новости". Откуда взялась такая цифра, кстати, не вполне ясно.
Краткая история румынского золота
"Когда грянула Первая мировая война, в Бухаресте долго и мучительно раздумывали, к какому бы из двух военных блоков примкнуть, чтобы не прогадать", - пишет политолог Федор Лукьянов в статье, которую публикует ИТАР-ТАСС.
Спустя два года, в августе 1916-го, Румыния все таки решила поддержать Антанту. В конце того года власти Румынии приняли решение отправить свой национальный золотой запас от греха подальше - подальше от линии фронта. В качестве гаранта безопасности национального достояния была выбрана Москва.
В российскую столицу были направлены два "золотых" эшелона. Второй до Москвы так и не доехал, таинственно исчезнув по пути. Зато первый был "законсервирован" новым большевистским правительством: согласно подписанной Лениным резолюции "хранящиеся в России румынские национальные ценности будут возвращены только румынскому народу". Что было, вероятно, намеком на необходимость проведения пролетарской революции в этой отдельно взятой европейской стране. Двусторонние отношения, впрочем, обострились чуть раньше: в январе 1918-го румынские войска взяли под свой контроль Бессарабию, историческую провинцию Российской империи, и советское правительство в ответ объявило Румынии войну.
Только в 1930-е годы румынское золото начали отправлять на историческую родину - пять и семь тонн в 1934 и 1936 годах. Далее несколько партий золота были отправлены после окончания Второй мировой войны.
Оставшаяся часть запаса была зачтена в качестве уплаты Румынией репараций за поддержку Гитлера в войне. Данные о послевоенных передачах золота разнятся. По некоторой информации, последние 10 тонн Москва вернула Бухаресту уже в 1986 году, хотя вопрос о судьбе этого "трофея" Первой мировой считался в Европе закрытым еще в 1950-1960 годы.
"Если суммировать все довоенные и послевоенные данные по передаче золота, получается, что Москва в общей сложности вернула Бухаресту как минимум 64 тонны из 70.Возникает закономерный вопрос: а как же тогда репарации за военный ущерб? С какой стати Москва должна прощать Бухаресту ущерб за оккупацию, разрушение городов и убийства населения во время последней войны? А если репарации никто не отменял, то выходит, что Москва уже с лихвой "переплатила", - отмечает Федор Лукьянов.
Требовать золото - "контрпродуктивно"
Сегодня в российском МИД в споры решили не вступать, а лишь предложили румынским коллегам оставить "золотую тему" на откуп историкам. "У нас вызывает сожаление, что для подобных идей и целей задействуется площадка такого авторитетного органа, как Совет Европы - структуры, которая призвана способствовать формированию единого гуманитарного пространства на нашем континенте на основе беспристрастного подхода к истории отношений между европейскими странами", - заявил сегодня Лукашевич.
"Мы считаем, что попытки ворошить прошлое в современных условиях контрпродуктивны и способны лишь возбуждать ненужные эмоции, отвлекать внимание от решения действительно актуальных конкретных вопросов двустороннего сотрудничества, а их не мало", - сказал официальный представитель МИД РФ.