Томас Лантос: отношения США и РФ не могут нормально развиваться до тех пор, пока Россия не вернется к демократии
Архив NEWSru.com
Томас Лантос: отношения США и РФ не могут нормально развиваться до тех пор, пока Россия не вернется к демократии
 
 
 
Томас Лантос: отношения США и РФ не могут нормально развиваться до тех пор, пока Россия не вернется к демократии
Архив NEWSru.com

Комитет по иностранным делам палаты представителей американского конгресса на прошлой неделе принял резолюцию N336, призывающую президента США вступить в переговоры с лидерами промышленно развитых государств, с тем чтобы приостановить участие России в "большой восьмерке". Высокопоставленный представитель американской администрации на следующий день заявил, что Белый дом не разделяет этих взглядов, и президент Буш будет счастлив принять Владимира Путина на предстоящей встрече G8 на американском острове Си-Айленд. Министр иностранных дел России Сергей Лавров раздраженно предположил, что резолюция "во многом связана с внутренними играми". О том, что означает такая резолюция, рассказали в интервью "Еженедельному Журналу" конгрессмен Томас Лантос, внесший ее в конгресс, и глава комитета по международным делам Совета Федерации РФ Михаил Маргелов.

Томас Лантос: Российско-американские отношения не могут нормально развиваться до тех пор, пока Россия не вернется к демократии

"Прежде всего, хотел бы сказать, что я являюсь другом России и у меня в этой стране долгосрочные интересы. Я был одним из тех в конгрессе, кто восхищался тем, что впервые в своей тысячелетней истории Россия свободно выбирала президента. Я был членом делегации конгресса во время исторического визита в новую Россию. Я был одним из тех, кто принимал президента Ельцина в конгрессе.

И именно поэтому я и Кристофер Кокс - один из самых известных членов конгресса от Республиканской партии - периодически выступаем как в конгрессе, так и по всей стране в целом с совместными инициативами в поддержку демократии в России. Неудивительно, что друзей России серьезно беспокоят события последних лет: это и захват государством независимых СМИ, это и избирательное правосудие в отношении крупнейших бизнесменов. Мои коллеги и друзья сенатор Лугар и сенатор Байден в ноябре прошлого года представили резолюцию, в которой выражалось отношение сената к "делу Ходорковского". Эта резолюция, как мне помнится, прошла в сенате единогласно.

Резолюцию, выдвинутую Коксом и мной, комитет по иностранным делам палаты представителей одобрил. Для нас очевидно, что "семерка" создавалась как форум крупнейших промышленных демократических государств. Президент Ельцин участвовал в ежегодных встречах "семерки" по неофициальному приглашению. Впоследствии, рассчитывая на то, что Россия будет продвигаться по пути демократии, ее сделали полноправным членом клуба.

Совершенно очевидно, что Россия сегодня не отвечает требованиям, предъявляемым членам этой группы. Мало того, что экономика страны не отвечает стандартам ведущих промышленно развитых государств. Теперь создается впечатление, что Россия отступает от принципов демократии. И принципиально важно заявить о позиции конгресса по этому вопросу. Я намерен в скором времени приехать в Москву и обсудить существующие проблемы с представителями российского руководства. Я, несомненно, скажу, что доброжелательность, которая существует в конгрессе в отношении России, стремительно тает. И так будет, пока не изменится российская политика.

Дело не только во внутренней политике. Приведу один пример. В прошлом году я встречался с тогдашним российским министром по атомной энергии. Эта встреча стояла в ряду наших общих (предпринимаемых и госсекретарем Колином Пауэллом, и советником по национальной безопасности Кондолизой Райс, и самим президентом США) попыток убедить Россию прекратить сотрудничество с Ираном в сфере ядерных технологий. И эти усилия не принесли результатов. Таким образом, по ряду вопросов как внешней, так и внутренней политики Россия движется в неправильном направлении. Тем не менее, мы не теряем надежды, что демократия в России не будет уничтожена абсолютно контрпродуктивной политикой".

На вопрос о том, означает ли резолюция начало серьезного изменения отношения к России не только в конгрессе, но и в американском обществе, и о том, начинают ли американцы вновь видеть в России противника, Лантос ответил: "Серьезное изменение" - это, пожалуй, слишком сильно сказано. Но мы не можем понять, почему в условиях, когда распространение ядерного оружия является серьезной угрозой, Россия не сотрудничает с нами по Ирану. Мы не можем понять, почему крупные предприниматели, сделавшие свой бизнес чистым и открытым, должны быть в тюрьме. Однако российское правительство и сам президент Путин еще могут остановить нынешнее негативное развитие событий. И я надеюсь, что мой визит в Москву в середине апреля поспособствует этому. Но, честно говоря, если ситуация будет развиваться как теперь, изменится и общественное мнение Америки в отношении России".

"Я еду в Москву с добрыми намерениями. Но, повторяю, я считаю, что российско-американские отношения не могут нормально развиваться до тех пор, пока Россия не вернется к демократии, - заявил конгрессмен. - Кроме того, Россия должна вместе с США бороться с расползанием ядерного оружия, которое угрожает обеим нашим странам. Я был первым официальным представителем Соединенных Штатов, посетившим Ливию. Отказ этой страны от оружия массового уничтожения - большое достижение. Нам бы хотелось, чтобы Иран и Сирия последовали ее примеру. Я считаю, что Россия не может проводить политику, которая полностью игнорирует цели, которые ставят перед собой США".

Михаил Маргелов: "Эта резолюция скорее декларативная"

"В принципе эта резолюция скорее декларативная. Не хочу никого обижать, но сами собой напрашиваются параллели с резолюцией о скорейшем освобождении из-под стражи Слободана Милошевича, которую приняла Госдума. Это всего лишь одна из точек зрения, - высказал мнение глава комитета по международным делам СФ РФ Михаил Маргелов. - И встречу Колина Пауэлла и Сергея Лаврова, на фоне которой была принята резолюция, это не испортило. И российская, и американская исполнительная власть говорит о продолжении партнерства, о том, что это партнерство должно будет наполняться реальным новым содержанием. Это свидетельство новой повестки дня в российско-американских отношениях. О том же самом мы говорим с нашими коллегами с Капитолийского холма. Главное, что мы следуем принципу, который в свое время очень четко сформулировал Колин Пауэлл: мы согласились в том, что можем не соглашаться и при этом не становиться врагами. С уважением отношусь к точке зрения, высказанной нашими американскими коллегами, готов продолжать с ними дискутировать и в Москве, и в Вашингтоне".