Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отказал Минюсту РФ в пересмотре дела оппозиционера Алексея Навального и его делового партнера предпринимателя Петра Офицерова, подтвердив, что Россия обязана выплатить им в общей сложности более 80 тысяч евро в качестве компенсации за уголовное преследование по "делу "Кировлеса".
В передаче апелляции в Большую палату ЕСПЧ было отказано, говорится на сайте страсбургского суда. Такое решение приняла в понедельник, 4 июля, панель из пяти судей ЕСПЧ, рассматривавшая несколько ходатайств, в том числе по делу "Навальный и Офицеров против России".
Это означает, что решение ЕСПЧ о присуждении компенсаций окончательно вступает в силу и теперь приговор по "делу "Кировлеса" должен быть отменен или изменен Верховным судом РФ.
"Мы приветствуем сегодняшнее решение ЕСПЧ, и теперь однозначно приговор по "Кировлесу" должен быть отменен, а Навальный и Офицеров - оправданы", - заявила "Интерфаксу" во вторник адвокат оппозиционера Ольга Михайлова.
"Мы окончательно победили", - отреагировал Алексей Навальный на эту новость в своем Twitter. "Таким образом, юридический факт: "дело Кировлеса" и "суд" по нему - политически мотивированная фабрикация и фальшивка", - добавил он.
ЕСПЧ отказал Правительству РФ в передаче "дела Кировлеса" в Большую палату суда. Решение вступает в силу. Мы окончательно победили.
— Alexey Navalny (@navalny) 5 июля 2016 г.
В случае отказа в передаче дела в Большую палату решение о компенсации Навальному и Офицерову вступает в законную силу, а само дело должно будет поступить в Верховный суд РФ на рассмотрение вместе с постановлением Европейского суда.
Ранее адвокаты Навального объясняли РБК, что на основании решения ЕСПЧ председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев должен внести представление в президиум ВС о пересмотре "дела "Кировлеса".
"Дело "Кировлеса"
Летом 2013 года судья Ленинского районного суда Кирова Сергей Блинов признал Навального и Офицерова виновными в хищении в особо крупном размере и приговорил их к пяти и четырем годам лишения свободы соответственно, а также штрафу 500 тысяч рублей. Через три месяца реальный срок был заменен на условный на апелляции в областном суде.
Российский суд установил, что в 2009 году Навальный, который тогда был внештатным советником губернатора Кировской области, использовал свое влияние, чтобы принудить тогдашнего гендиректора "Кировлеса" Вячеслава Опалева заключить невыгодный контракт на поставку леса Вятской лесной компании, которую возглавлял Офицеров. В результате "Кировлес" продал свой товар ниже рыночной стоимости, ущерб составил 16 миллионов рублей.
Опалев в декабре 2012 года был приговорен к четырем годам лишения свободы условно. Он заключил сделку со следствием и стал главным свидетелем обвинения.
Защита Навального и Офицерова в суде настаивала, что принуждения не было, а "Кировлес" мог заключать контракт на поставку леса по любой цене. По версии осужденных, перепродажа продукции "Кировлеса" ничем не отличалась от обычной посреднической деятельности.
В июле 2013 года Ленинский суд Кирова признал Навального и экс-главу Вятской лесной компании Петра Офицерова виновными в растрате имущества "Кировлеса". Навальный получил пять лет реального срока, Офицеров был приговорен к четырем годам. Однако в октябре того же года Кировский областной суд заменил реальное наказание на условное.
В 2015 году "Кировлес" отсудил у Навального и Офицерова 16 миллионов рублей в качестве компенсации материального ущерба. Это решение было обжаловано в Мосгорсуде.
23 февраля Страсбургский суд, рассмотрев жалобу Алексея Навального и Петра Офицерова, признал, что во время процесса были нарушены права заявителей на справедливое разбирательство, и обязал Россию выплатить компенсации морального вреда обоим фигурантам - по восемь тысяч евро. Навальному также присудили 48 тысяч евро на компенсацию судебных издержек, а Петру Офицерову - 23 тысячи евро. Минюст России обжаловал это решение 23 мая.
8 апреля Мосгорсуд приостановил производство по жалобе на решение Никулинского суда о взыскании 16 миллионов рублей с Навального и еще двух фигурантов дела по иску "Кировлеса", чтобы дождаться представления председателя ВС РФ об отмене приговора.