Итальянский разведчик Никола Калипари погиб, заслонив собой освобожденную им заложницу Джулиану Сгрена, когда в пятницу вечером их машина была обстреляна со стороны американского блокпоста в районе багдадского аэропорта
НТВ
Итальянский разведчик Никола Калипари погиб, заслонив собой освобожденную им заложницу Джулиану Сгрена, когда в пятницу вечером их машина была обстреляна со стороны американского блокпоста в районе багдадского аэропорта Об этом журналистам рассказал премьер-министр Италии Сильвио Берлускони
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Итальянский разведчик Никола Калипари погиб, заслонив собой освобожденную им заложницу Джулиану Сгрена, когда в пятницу вечером их машина была обстреляна со стороны американского блокпоста в районе багдадского аэропорта
НТВ
 
 
 
Об этом журналистам рассказал премьер-министр Италии Сильвио Берлускони
НТВ
 
 
 
Погибший сотрудник военной разведки СИСМИ 51-летний Никола Калипари лично вел переговоры об освобождении Джулианы Сгрены, а ранее занимался освобождением и других итальянских заложников
AP Photo / Il Messaggero
 
 
 
Освобожденная заложница - итальянская журналистка Джулиана Сгрена - была ранена в плечо. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в субботу ее должны доставить в Рим личным самолетом премьера Италии
AP Photo/Gregorio Borgia
 
 
 
В аэропорту журналистку встречали премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, председатель Палаты депутатов итальянского парламента Пьер Фердинандо Казини, мэр Рима Вальтер Вельтрони, руководители итальянских спецслужб и коллеги журналистки из газеты "Мани
Yahoo!
 
 
 
Праздник превратился в трагедию, как только прозвучало известие, что Джулиана ранена, а ее освободитель, агент военной разведки Никола Калипари, убит "дружественным" огнем американских военных
AP Photo

Итальянский разведчик Никола Калипари погиб, заслонив собой освобожденную им заложницу Джулиану Сгрена, когда в пятницу вечером их машина была обстреляна со стороны американского блокпоста в районе багдадского аэропорта. Об этом журналистам рассказал премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.

Погибший сотрудник военной разведки SISMI 51-летний Никола Калипари лично вел переговоры об освобождении Джулианы Сгрены, а ранее занимался освобождением и других итальянских заложников.

- Итальянская пресса: горький праздник

Напомним, в результате обстрела второй офицер спецслужб был ранен в легкое, его состояние врачи оценивают как тяжелое. Третий разведчик, сопровождавший освобожденную журналистку, получил травму ноги и уже выписан из американского госпиталя. Освобожденная заложница - итальянская журналистка Джулиана Сгрена - была ранена в плечо. В субботу итальянская журналистка покинула Ирак и прилетела в римский аэропорт "Чампино" в личном самолете премьера Италии, откуда направилась в военный госпиталь на обследование.

В аэропорту журналистку встречали премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, председатель Палаты депутатов итальянского парламента Пьер Фердинандо Казини, мэр Рима Вальтер Вельтрони, руководители итальянских спецслужб и коллеги журналистки из газеты Manifesto.

Берлускони был одним из первых, кто узнал о трагическом происшествии. Джулиана Сгрена в пятницу сама сообщила ему о своем освобождении и поблагодарила его, позвонив из машины по спутниковому телефону. Через некоторое время раздался повторный звонок: трубку в кабинете Берлускони поднял глава канцелярии премьера Джанни Летте и услышал об обстреле на блокпосте.

В заявлении командования американской дивизии говорится, что американские солдаты "пытались жестикуляцией, миганием электрического фонаря и предупредительными выстрелами перед автомашиной сообщить ее водителю о необходимости остановиться, но когда водитель не сделал этого, солдаты открыли огонь по двигателю, остановив машину, убив одного человека и ранив двоих".

Сгрена и один из агентов SISMI заявили в прокуратуре Рима, что американцы открыли огонь без предупреждения

Итальянская журналистка Джулиана Сгрена и один из трех агентов спецслужб Италии SISMI, участвовавших в ее освобождении, опровергают американскую версию инцидента. Об этом они сообщили субботу в прокуратуре Рима, начавшей расследование этого дела.

Согласно показаниям Сгрены и агента SISMI, огонь по ним был открыт не с блок-поста, а обстрелял их передвижной патруль: американская бронемашина сначала ослепила их светом мощной фары, а затем почти сразу открыла огонь.

"Наша машина ехала с нормальной скоростью, и не было ничего, что могло бы вызвать какие-либо недоразумения", - подчеркнула она. Журналистка отметила, что "на автомашину буквально обрушился огненный дождь" в тот момент, когда она в салоне разговаривала с агентом SISMI Никола Калипари, сообщает "Интерфакс".

Министр юстиции Италии Роберто Кастелли в субботу подписал запрос в адрес властей США с просьбой разрешить итальянской стороне взять показания у американских военных, обстрелявших машину, сообщает ИТАР-ТАСС.

По оценке источников в спецслужбах Италии, скорее всего, американцы открыли огонь потому, что автомобиль с итальянцами слишком близко приблизился к машине американского военного патруля.

Члены патруля, очевидно, не были предупреждены о проходящей операции по освобождению итальянской заложницы. Увидев, что двигающаяся сзади машина сокращает дистанцию, они восприняли это как признак агрессивных намерений, ослепили итальянского водителя светом фары, расположенной сзади патрульной машины, и открыли огонь на поражение.

Как сообщает Reuters, в ночь на субботу президент США Джордж Буш позвонил Сильвио Берлускони, выразил сожаление по поводу произошедшего инцидента и принес свои извинения. Итальянский премьер потребовал полного расследования этого инцидента, и США ответили согласием. В субботу МИД Италии объявил, что инцидент с гибелью в Ираке на американском блокпосту итальянца не изменит дружеские отношения между двумя странами. "Это была зловещая шутка судьбы, трагедия, предопределенная случаем", - сказал глава внешнеполитического ведомства Джанфранко Фини.

В Ираке уже был случай, когда итальянский официальный представитель оказывался под "дружественным огнем" американцев: в сентябре 2003 года между Мосулом и Тикритом военные США обстреляли машину, в которой находился бывший тогда послом Италии в Ираке Пьетро Кордоне. Дипломат не пострадал, но находившийся с ним переводчик погиб.

Главный итальянский переговорщик и борец с мафией

Итальянская пресса склоняется к версии, что заложницу освободили после выплаты выкупа в результате переговоров, проведенных Калипари, который ранее договаривался об освобождении других итальянских заложников.

До 2002 года Никола Калипари работал в итальянской полиции, занимаясь, в частности, борьбой с действующей в области Калабрия мафиозной организацией ндрангета. В 1988 году Калипари на год вместе с семьей был переправлен в Австралию, поскольку мафия готовила покушение на него и его близких.

У погибшего осталась вдова и двое детей - 19-летняя дочь и 13-летний сын. Вдова Калипари работает в аппарате Сильвио Берлускони в римском дворце Киджи.

Премьер обещал, что правительство окажет семье погибшего моральную и материальную помощь.

Президент Италии Карло Адзелио Чампи принял решение наградить погибшего в сотрудника секретной службы СИСМИ золотой медалью "За мужество".

Итальянская пресса: горький праздник

Вряд ли осадок может иметь более горький привкус, чем тот, что остался на дне бокалов, из которых пили в редакции Manifesto за освобождение Джулианы Сгрены. У коллег журналистки, освобожденной после похищения, длившегося ровно месяц, не оказалось времени, чтобы произнести второй тост. Праздник превратился в трагедию, как только прозвучало известие, что Джулиана ранена, а ее освободитель, агент военной разведки Никола Калипари, убит "дружественным" огнем американских военных, пишет итальянская La Repubblica, комментируя трагический инцидент. (Перевод статьи на сайте Inopressa.Ru.)

Директор газеты Габриэле Поло выглядел очень уставшим после возвращения из правительственного дворца Киджи. Поло приказал журналистам и сотрудникам редакции собраться в центральном зале, чтобы рассказать о подробностях освобождения коллеги всем сотрудникам газеты. Возможно, необычное указание могло кого-то насторожить, но в редакции царила атмосфера эйфории, которую, казалось, ничто не могло омрачить.

Все рухнуло после того, как Поло рассказал сначала коллегам, а потом журналистам других изданий о произошедшем. Поло долго молчал, но в конце концов произнес, что Никола Калипари - "человек, больше других сделавший для освобождения заложницы" - был убит на блокпосту американскими солдатами. "Это жестокая шутка судьбы, которая служит подтверждением того, что эта война стала безумством, и которая вызывает у нас глубокую боль".

Поло не сказал этого, но Калипари не был безымянным мистером Икс, агентом 007 с неизвестным лицом, он был человеком, с которым директор Manifesto прожил бок о бок весь этот месяц надежд и тревог. Человеком, преисполненным духом самоотверженности, что заставило его прикрыть своим телом, как щитом, Джулиану. И не только из чувства долга вечером Поло направился в дом Калипари, чтобы выразить семье убитого разведчика свои соболезнования.

"Мы пытаемся работать, - говорят сотрудники отдела графики, - но очень тяжело, очень трудно перестроиться с радости на боль, мы потрясены". Это чувство попытается синтезировать в ближайшем номере карикатурист Вауро. Традиционный человечек в изумлении развел руки, смотрит на лежащего на земле окровавленного голубя мира и говорит с отчаянием: "Ты нам ее вернул!"