Автор знаменитого "косовского плана", бывший президент Финляндии, а ныне представитель ООН в Косово Марти Ахтисаари дал интервью, в котором еще раз оправдал провозглашенную независимость края
Reuters
Автор знаменитого "косовского плана", бывший президент Финляндии, а ныне представитель ООН в Косово Марти Ахтисаари дал интервью, в котором еще раз оправдал провозглашенную независимость края
 
 
 
Автор знаменитого "косовского плана", бывший президент Финляндии, а ныне представитель ООН в Косово Марти Ахтисаари дал интервью, в котором еще раз оправдал провозглашенную независимость края
Reuters

Автор знаменитого "косовского плана", бывший президент Финляндии, а ныне представитель ООН в Косово Марти Ахтисаари дал интервью, в котором еще раз оправдал провозглашенную независимость края. Несмотря на то, что Белград хочет обратиться в Международный суд, поскольку считает, что независимость Косово противоречит резолюции ООН 1244, любой вариант кроме этой независимости Ахтисаари называет "пустыми разговорами", пишет Le Temps.

Как напоминает спецпосланник, события 1990-х развивались по трагическому сценарию, они повлекли за собой бегство тысяч беженцев и вооруженное вторжение НАТО. Сербия с тех пор так ничего и не сделала для интеграции косоваров. Их не допускали к участию в политической жизни, не давали экономически развивать регион. Таким образом, провинция уже не считалась неотъемлемой частью Сербии (полный текст на сайте InoPressa.ru).

Напомним, автор плана провозглашения независимости в марте 2007 года он подготовил доклад, который послужил каркасом будущего косовского государства. Однако год назад большинство членов Совбеза ООН этот план не поддержало.

"Я разочарован тем, что Совет Безопасности ООН не смог осуществить этот план. Косово самостоятельно провозгласило свою независимость, потому что у него не оставалось выбора. Приштина сделала это на основании доклада, подготовленного мной в 2007 году, и это являлось условием для признания другими государствами", - говорит Ахтисаари.

Он утверждает: Сербия с самого начала знала, что он предложит. Вопрос о независимости изначально поднимался на встречах с представителями Франции, Британии, Италии, Германии, США и России. Одним из условий, сформулированных еще в начале переговоров, было не возвращаться к ситуации до 1999 года. На встрече с премьер-министром Коштуницей в 2005 году Ахтисаари сказал, что понимает это как утрату Косово.

"Это было совершенно ясно, и сербское население тоже так считало", - заключает представитель. Предполагалось, что он представит свой доклад в конце 2006 года, но из-за выборов его обнародование было отложено. Сербские власти сознательно готовили свое население к другому сценарию, и это представляется очень опасным. "На России тоже лежит доля ответственности за демонстративное поведение Белграда, но мне кажется, что это безответственное отношение не пойдет дальше заявлений", - заключает спецпосланник.

Кроме того, он в очередной раз заявил, что независимость Косово не повлечет за собой череду аналогичных притязаний. "Косово – особый случай, ни в одном другом регионе ничего подобного не происходило", - уверяет Марти Ахтисаари. НАТО вторглось туда в 1999 году, чтобы положить конец войне, развязанной Слободаном Милошевичем. Затем территория перешла под управление ООН. С 1999 года Косово было де факто протекторатом ООН, а не сербской провинцией.

В идеальном варианте независимость должна была бы стать реальностью еще в 1999 году. Следовательно, у Косово было время подготовиться. В стране есть ресурсы, в частности бурый уголь и минералы, но безработица достигает гигантских масштабов – примерно 40-60% жителей не имеют работы. Поэтому, по мнению Ахтисаари, необходимо как можно скорее интегрировать страну в содружество наций. Всемирный банк и Международный валютный фонд должны помочь, особенно в строительстве теплоэлектростанции, которая позволит Косово экспортировать энергию. Евросоюз в этом процессе должен сыграть ведущую роль.

Марти Ахтиссари также отметил, что в дальнейшем построении косовского государства он участвовать не будет - его полномочия истекли в конце февраля. "Я сделал свое дело. Отныне Косово – европейская проблема", - подытожил спецпосланник.