В Латвии решили заново подсчитать экономический ущерб, нанесенный республике за время ее пребывания в составе СССР, которое латыши предпочитают называть "оккупацией". Спустя год после того, как была ликвидирована комиссия при правительстве Латвии по изучению последствий "советской оккупации", у нее появился преемник. В четверг в здании Академии наук Латвии состоялось собрание Общества по изучению "оккупации" Латвии, сообщает РБК со ссылкой на местное радио.
В его состав вошли около 40 человек: историки, демографы, экономисты. Многие из них были членами упраздненной комиссии, а возглавил общество юрист Эдмунд Станкевич, прежде руководивший комиссией. Уже в конце этого года общество планирует провести крупную конференцию под названием "Как происходила советская оккупация Латвии".
"Общество по изучению оккупации Латвии" (Latvijas okupācijas izpētes biedrība - LOIB) было создано в декабре прошлого года, но о работе общества ничего не было слышно, сообщает латвийский информационный портал DELFI.
Подсчет "оккупационного" ущерба в Латвии проводился дважды, первый раз - правительственной комиссией еще в 1990 году, когда была названа цифра 120 млрд рублей. Затем в 2005 году была создана новая комиссия в составе 18 человек, которая озвучила цифру в 18,5 млрд долларов.
Сам Эдмунд Станкевич изобрел показатель "человеко-годы", которыми измеряет прямые демографические потери и называет цифру 10 млн. Это, по его словам, национальный доход, который условно мог бы создать один человек примерно за десять миллионов лет. В частности, участвовавшие в войне в Афганистане жители Латвии потеряли 5,2 тысячи человеко-лет, последствия аварии в Чернобыле для 6 тысяч ликвидаторов из Латвии обошлись в 29 тысяч человеко-лет. Депортации 1940-го и 1949 годов привели к потере 742 тысяч человеко-лет.
Вместе с тем руководители страны не слишком серьезно относились к такой арифметике. Например, бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга неоднократно заявляла, что получить с России компенсацию за "оккупацию" нереально. В прошлом году работа комиссии была прекращена под предлогом отсутствия средств, но сам этот акт официальными представителями Латвии в Москве был представлен как "жест доброй воли" и "дружественный шаг" по отношению к России, особенно в ходе подготовки визита в Москву президента страны.
Напомним, республики Прибалтики традиционно требуют от России компенсаций за "оккупацию". Эстония подсчитала "ущерб от оккупации", составивший около 49 млрд долларов (4 млрд за ущерб природе и около 45 - за ущерб населению) еще быстрее - ей на это потребовалось всего 12 лет. В 2004 году председатель государственной комиссии профессор Велло Сало заявил: "Пусть, например, в наше пользование отдадут Новосибирскую область, на территории которой в течение определенного количества лет мы могли бы делать лесозаготовки".
В Литве прошлое обострение случилось два года назад, накануне очередной годовщины январских событий 1991 года в Вильнюсе. Тогдашний президент Валдас Адамкус заявил, что "оккупация" обошлась республике в 28 миллиардов долларов. А в январе этого года литовский сейм принял резолюцию с требованием к России выплатить компенсацию в течение года.
Кто еще, кроме Прибалтики, имеет претензии к России за оккупацию
В конце прошлого года о советской оккупации заговорил также Иран. Его президент Махмуд Ахмади Нежад вспомнил о пребывании на территории Персии (Ирана) войск союзников по антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании. Он поручил своей администрации вычислить ущерб, нанесенный стране пребывавшими на ее территории иностранными войсками.
А в конце марта нынешнего года Афганистан решил тоже получить от России компенсацию за 10-летнюю советскую оккупацию. Этот вопрос поднимался и ранее, но чаще всего неофициально. Теперь же его снова решили обсудить некоторые парламентарии, и предстоит дискуссия по этой проблеме в нижней палате.
Кроме того, в конце июня этого года и.о. президента Молдавии Михай Гимпу единолично издал указ, которым в стране учреждался День советской оккупации и требовалось незамедлительно вывести "оккупационные" российские войска из непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.
Однако 12 июля Конституционный суд Молдавии этот указ отменил, признав его не соответствующим Основному закону страны.