В федеральном суде Западного округа Пенсильвании (США) в понедельник начались слушания, на которых определят срок тюремного заключения для Марка Каушанского, американского гражданина, которого вместе с бывшим главой Минатома России Евгением Адамовым в 2005 году обвинили в США в хищении 9 млн долларов. Оба являются совладельцами зарегистрированной в этом городе консалтинговой фирмы. Но Каушанский заключил сделку с правосудием и будет отвечать перед судом лишь за уклонение от уплаты налогов, пишет "Коммерсант".
Федеральный прокурор Мэри Бьюкенен в 2005 году обвинила Адамова и Каушанского в хищении 9 млн долларов, которые правительство США в 1993-2003 годах выделило России на поддержание безопасности ядерных объектов. Весной 2005 года Адамов был задержан в Швейцарии по запросу американских властей, потребовавших его выдачи. Однако швейцарский федеральный суд принял решение в пользу запроса России о выдаче экс-министра и его экстрадировали в Москву. На родине Евгений Адамов, который возглавлял Минатом с 98 по 2001-й годы, обвиняется в мошенничестве в крупном размере, совершенном в составе организованной группы и превышении должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия. Ему избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Процесс по делу бывшего атомного министра идет в Замоскворецком суде Москвы. Если вина Адамова будет доказана, ему может грозить до 10 лет лишения свободы.
В сентябре 2006 года Каушанский признал себя виновным по девяти пунктам обвинения, которые имели отношение к уклонению от уплаты налогов, но не к хищению 9 млн долларов, о котором шла речь в первоначальном обвинении. Как затем стало известно, Марк Каушанский заключил сделку с прокуратурой, которая сняла с него обвинения в хищении денег в обмен на признание им фактов уклонения от уплаты налогов. Теперь он должен заплатить государству 5,5 млн долларов и, возможно, отбыть тюремное заключение. Прокуратура настаивает на семи годах, но, учитывая то, что обвиняемый сотрудничал со следствием, срок может сократиться вдвое либо его приговорят условно. По американским законам он может провести в тюрьме не более 85% от назначенного срока, но только в том случае, если к нему не будет претензий со стороны администрации исправительного учреждения. По первоначальным обвинениям Каушанскому грозило 80 лет тюрьмы.
Прокурор Мэри Бьюкенен объясняет изменение позиции обвинения тем, что прокуратуре "было бы очень сложно представлять дело в суде, опираясь лишь на обвинения против Марка Каушанского". Бьюкенен утверждает, что "было бы несправедливо" предъявлять обвинения в хищении 9 млн долларов только одному из обвиняемых по делу. Тем более что Каушанский играл в деле Адамова далеко не главную роль.
Между тем, как считает адвокат Евгения Адамова Генри Резник, защищающий интересы экс-министра на процессе по российскому делу, приговор Марку Каушанскому будет означать только одно: "американское дело Адамова" закрыто. "Приговорив Каушанского за уклонение от уплаты налогов, по обвинению, не имеющему никакого отношения к так называемому "делу Адамова", американская прокуратура нашла удобный способ сохранить лицо,– заявил Резник. - Очевидно, что, выдвигая обвинения Евгению Адамову в 2005 году, американские власти преследовали исключительно политические цели".
По информации "Коммерсанта", с помощью Марка Каушанского Евгений Адамов зарегистрировал несколько компаний в Питсбурге, штате Делавэр, в Монако, Швейцарии и Франции. На счета питсбургской компании Omeka, зарегистрированной в 1994 году, якобы и были переведены те самые 9 млн долларов, в хищении которых обвиняли Адамова и Каушанского. Как утверждает адвокат Марка Каушанского Фред Тимман, его подзащитный "спасал деньги от хаоса российской банковской системы".