Нападение террористов на парижский концертный зал "Батаклан" в ноябре 2015 года можно было предотвратить, если бы не провальная работа французских спецслужб. Такую точку зрения высказал в среду, 6 июля, депутат французского Национального собрания (нижняя палата парламента) Жорж Фенек, возглавляющий специальную парламентскую комиссию по расследованию террористических атак в Париже 13 ноября 2015 года.
"Мы могли бы избежать терактов в "Батаклане", если бы не пробелы в разведке", - заявил Фенек в эфире радиостанции RFI.
Он подчеркнул, что все трое боевиков, совершивших нападение на концертный зал 13 ноября, равно как братья Куаши и их подельник Амеди Кулибали, расстрелявшие в январе 2015 года редакцию газеты Charlie Hebdo и магазин кошерных продуктов на окраине Парижа, задолго до терактов были на учете у компетентных органов.
"Из-за барьеров между различными разведывательными структурами прекратилось наблюдение за (одним из братьев-террористов) Саидом Куаши, когда он уехал из Парижа в Реймс", - заявил Фенек. Еще одного террориста - Амеди Кулибали, захватившего заложников в магазине Hyper Cacher, - до теракта несколько раз судили, в том числе за помощь в побеге одному из организаторов теракта 1995 года в Париже. Тем не менее после выхода из тюрьмы за ним не было установлено наблюдение, хотя его радикальные взгляды не подлежали сомнению. А Сами Амимур, напавший на "Батаклан", в 2013 году смог отправиться в Сирию, несмотря на запрет на выезд из Франции, что говорит об "ошибках в судебном надзоре".
По оценке депутата, все случившееся указывает на очевидные системные недоработки французских спецслужб, которые не устранены до сих пор. "Это жестокий промах наших разведслужб с очень тяжелыми последствиями", - заявил он. "В результате мы получили 150 погибших и серию спланированных атак, которые совершенно ускользнули от нашего взора", - сказал парламентарий (цитата по ТАСС).
Во Франции хотят создать национальное агентство по борьбе с терроризмом, как в США после 11 сентября
По мнению депутата, причиной провала стала недостаточная коммуникация и координация между действующими во Франции спецслужбами. На сегодняшний день в стране шесть различных структур ведут разведывательную деятельность. При этом они находятся в подчинении разных ведомств - министерств внутренних дел, обороны или экономики, сообщает Русская служба RFI.
Депутаты предлагают создать единое агентство по борьбе с терроризмом по примеру американского Национального антитеррористического центра (NTC), созданного после 11 сентября 2001 года. Это агентство должно заниматься "анализом угроз, стратегическим планированием и операционной координацией".
Кроме того, предлагается создать новую Дирекцию территориальной разведки (DGRT), которая объединила бы некоторые службы полиции и жандармерии. Депутаты также предложили объединить три французских элитных подразделения спецназа (жандармский GIGN и полицейские отряды Raid и BRI) для большей эффективности при чрезвычайных ситуациях.
Кроме того, представители спецкомиссии усомнились в эффективности режима чрезвычайного положения, введенного после терактов 13 ноября, и в необходимости привлекать военных в обеспечение безопасности на территории Франции в рамках спецоперации Sentinelle ("Часовой").
При этом в мае Национальное собрание страны проголосовало за продление режима ЧП до конца июля. Что касается спецоперации Sentinelle, то она была начата сразу после терактов против редакции журнала Charlie Hebdo и кошерного супермаркета в Париже в январе 2015 года и усилена после ноябрьских терактов.
После пяти месяцев работы и около 200 часов слушаний специалистов и свидетелей специальная парламентская комиссия по расследованию парижских терактов представила в общей сложности 39 предложений, которые должны увеличить эффективность работы разведывательных и силовых структур. Официально предложения комиссии будут объявлены 12 июля.
Напомним, теракты в Париже произошли 13 ноября 2015 года. Тогда террористы совершили ряд скоординированных атак на ряд объектов города. В частности, они открыли стрельбу в нескольких районах Парижа, в том числе в ресторане Le Petit Cambodge и в театре "Батаклан", где проходил рок-концерт. Кроме того, они взорвали три бомбы рядом со стадионом Stade de France, где проходил товарищеский матч футбольных сборных Франции и Германии, на котором присутствовал французский президент Франсуа Олланд. Ответственность за атаку взяла на себя террористическая группировка "Исламское государство" (ИГ, запрещено в России).
В феврале 2016 года французское издание Le Canardenchaine сообщало, что спецслужбы Франции получали информацию о возможной угрозе теракта в парижском концертном зале "Батаклан" с 2010 года. Тогда французские следователи вышли на имя бельгийского радикала Фарука Аббеса, который планировал организовать атаку на "Батаклан". В 2010 году Аббес был заключен под стражу, однако за неимением достаточных доказательств судебное разбирательство по его делу два года спустя было закрыто, передавал "Интерфакс".
Кроме того, глава американского Агентства национальной безопасности (АНБ) Майкл Роджерс заявлял, что терактов в Париже можно было бы избежать, если бы у террористов не было возможностей для шифрования разговоров, сообщал новостной портал Yahoo.