Собравшимся на продовольственный саммит ООН в Риме Международному сообществу и профильным организациям не удалось преодолеть раскол и разрешить скандальную проблему голода. Саммит, созванный Сельскохозяйственной и продовольственной организацией ООН (FAO), закрылся в четверг, потерпев полное фиаско. В итоговом документе даже не упоминаются глубинные причины роста цен. Как пишет в пятницу El Pais, 854 миллионам голодающих придется подождать, а пока к ним рискуют присоединиться еще 100 миллионов.
FAO, в обязанности которой с 1945 года входит обеспечение продовольственной безопасности, потратила несколько миллионов евро на то, чтобы собрать представителей 183 стран. Результатом стала рахитичная декларация о намерениях, упускающая из виду глубинные проблемы.
"Такой результат разочаровывает", – признался министр иностранных дел Италии Франко Фраттини.
Всю ночь и вчерашний день 183 делегации и агентства ООН пытались прийти к согласию, которое стало бы завершением 72-часовых дискуссий и сформировало четкую позицию. Все усилия оказались тщетны. Согласию помешали национальные интересы. Отказ богатых стран снять торговые барьеры и прекратить выплату субсидий не позволил сделать шаги в этом направлении. Аргентина и Россия, в свою очередь, и слышать не хотели о либерализации экспорта, и Буэнос-Айрес до самого конца настаивал на том, что нельзя говорить об "ограничительных мерах, увеличивающих рост цен", не упоминая несправедливую политику развитых стран. (Полный текст на сайте Inopressa.ru)
Бразилия и США одержали верх в битве за биотопливо, избежав каких-либо отрицательных коннотаций. Куба безуспешно попыталась настоять на включении ссылки на международное право и обвинила США в отрицании права человека на пищу. Венесуэла заявила, что в итоговом заявлении "нет элементарного гуманитарного духа".
Совместно согласованное итоговое заявление ограничилось минимальными компромиссами: "Всеми средствами бороться за ликвидацию голода", "стремиться к более справедливой торговле". Цель – в два раза снизить число голодающих. "Это заявление не наполнит ни одной тарелки", – сказала иранка Марьям Рахманян из НПО Cenesta. "Это шаг назад. В 2004 году все страны-члены FAO одобрили основные направления обеспечения права на питание", – резюмировал бразилец Флавио Валенте, член Fian Internacional.
Еще с большей иронией высказался представитель Oxfam. Он поздравил всех с тем, что сельское хозяйство вновь, 30 лет спустя, вернулось на первый план, и назвал позитивным моментом саммита "признание того, что необходимо вкладывать деньги в сельскохозяйственный сектор".
По словам пресс-секретаря организации Александра Вулкомба, "не хватало радикальных изменений. Мы разочарованы тем, что даже не знаем, как будут инвестированы деньги, выложенные странами на стол". НПО привела в качестве примера Испанию, премьер-министр которой, Хосе Луис Родригес Сапатеро обещал в течение четырех лет выделить 500 млн евро на борьбу с кризисом, а также призвал провести в ноябре новый саммит, который станет продолжением римского.
"То, что Сапатеро дает деньги, это замечательно, но здесь не хватает ясности. В какие страны и каким образом будут инвестированы эти деньги?", - спросил Вулкомб. Спекуляции, бьющие по рынку продовольствия, монополии оптовых сетей, климатические изменения и создание новой модели помощи, – вот некоторые из вопросов, которые Рим оставил без ответа. И это в момент, когда сельское хозяйство становится последним криком моды для инвестиционных фондов.
За последние месяцы были вложены сотни тысяч миллионов в процветающий рынок такого продовольственного сырья, как пшеница, кукуруза и соя. За четыре месяца цены на некоторые из этих продуктов выросли почти на 50%.
Срочная потребность в продовольствии толкает другие фонды, прежде всего британские и американские, на покупку сельскохозяйственных технологий, удобрений, заводов по производству этанола, целых флотилий судов для транспортировки продуктов. В итоге, отмечает издание, сельскохозяйственная революция осуществляется в частном секторе. Тем временем FAO и международное сообщество подают ясный сигнал: они не готовы взять под свой контроль торговлю, которая убивает голодной смертью миллионы людей и кормит фирмы, спекулянтов и субсидируемых крестьян.