Своим визитом в Белоруссию премьер-министр КНР Вэнь Цзябао подтвердил существование особых отношений между Пекином и Минском. Минскому деспоту Александру Лукашенко срочно нужны деньги для его хромающей плановой экономики, поскольку дешевый российский газ грозит закончиться в ближайшее время, пишет Neue Zurcher Zeitung. Отметим, что с момента своего прихода к власти Лукашенко был с визитом в Китае уже четыре раза.
Вэнь Цзябао, глава китайского правительства, находится в эти дни с официальным визитом в Минске. В понедельник во время встречи со своим белорусским коллегой премьер-министром Владимиром Семашко он подписал ряд соглашений о сотрудничестве в области экономики и культуры.
Как сообщают информагентства, во время переговоров с Вэнь Цзябао белорусский президент Лукашенко назвал Китай стратегическим партнером, подчеркнув при этом, что Минск и Пекин ставят перед собой одинаковые цели: система многосторонних деловых и торговых отношений и безусловное соблюдение государственного суверенитета. Лукашенко воздал должное Китаю как надежному другу и поблагодарил режим в Пекине за его политическую, экономическую и дипломатическую поддержку. (Полный текст на сайте InoPressa.ru).
Вэнь Цзябао, окрыленный постановлениями XVII съезда Компартии Китая, заявил о том, что Китай и Белоруссия всегда уважали пути развития друг друга. Минск стал третьей остановкой в рамках турне главы китайского правительства, предусматривающего посещение четырех стран. Турне должно завершиться визитом в Россию.
Высокопоставленные чиновники в Минске с чувством глубокого удовлетворения отметили, что нынешний визит совпал с юбилеем возобновления дипломатических отношений, произошедшего 15 лет назад. Лукашенко, у которого нет друзей не только в США и ЕС, но и в России (его эскапады стали нервировать Кремль, его терпят уже с трудом), усиленно занялся поиском партнеров.
Подарки, которые с Дальнего Востока привез с собой в Белоруссию Вэнь Цзябао, весьма примечательны. По сообщениям агентства Belapan, были подписаны соглашения, согласно которым Китай предоставляет Белоруссии ссуду в размере 500 млн долларов, которая пойдет среди прочего и на строительство трех цементных заводов.
Обе стороны отметили укрепление культурного, экономического и научного сотрудничества, а также постоянное увеличение объемов торговли между двумя странами, которые в 2006 году впервые перешагнули через отметку в 1 млрд долларов.
С удовлетворением в Пекине также отмечается, что Минск с таким же уважением, как и другие страны – например, Швейцария – относится к политике "единого Китая", то есть не поддерживает никаких дипломатических контактов с демократическим государством Тайвань.
Белоруссия и Китай ищут друзей
Если бы Вэнь Цзябао отступил от программы визита, то смог бы принять участие в конгрессе марксистов, съехавшихся со всего мира, чтобы поразмышлять в Минске над тем, как бы возродить "антиимпериалистическое движение", и отпраздновать 90-ю годовщину Октябрьской революции – по грегорианскому календарю это 7 ноября.
Но ничто так не мучает китайских власть имущих, как напоминание о том, что официально они являются не капиталистами, а все-таки защитниками интересов рабочего класса, поэтому-то Вэнь Цзябао и не заглянул на огонек к товарищам. И в неприятные дебаты вокруг антисемитских высказываний Лукашенко глава правительства из Поднебесной не вмешивается.
Недавно президент на пресс-конференции для российских журналистов назвал расположенный в 150 км к юго-востоку от Минска город Бобруйск "свинушником". По его словам, "это в основном еврейский был город, вы знаете, как евреи относятся к месту, где они живут". Голоса протеста тут же раздалиськак из Израиля, так и из США. Лукашенко между тем отмахнулся от этой темы, прикрывшись красноречием своего пресс-секретаря.
Белоруссия и Китай могут чувствовать связь друг с другом еще и потому, что их пренебрежительное отношение к правам человека и демократии очень редко наталкивается на протесты западных политиков. Репрессии режима в Мьянме вызвали волну протеста во всем мире – а то, что сегодня противники режима в Китае не имеют возможности быть услышанными и подавляются самыми жестокими методами, когда рискуют выражать свой протест, встречает во всем мире молчание.
Однако причины такого замалчивания не всегда одни и те же. В случае с Китаем – это бизнес, который разлагает моральные принципы, которые в других случаях провозглашаются в полный голос. В случае с Белоруссией – это, по всей видимости, оглядка на Кремль, который рассматривает Минск как форпост, а Белоруссию как зону своего влияния.