Россия не имеет никакого права включать Казахстан в некую особую "зону влияния", заявила госсекретарь США Кондолиза Райс в ходе воскресного визита в Астану
Reuters
Россия не имеет никакого права включать Казахстан в некую особую "зону влияния", заявила госсекретарь США Кондолиза Райс в ходе воскресного визита в Астану Министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин позднее на совместной пресс-конференции с Райс назвал отношения своей страны с США "стабильными" и носящими "стратегический характер", а с Россией - "отличными" и "политически выверенными"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Россия не имеет никакого права включать Казахстан в некую особую "зону влияния", заявила госсекретарь США Кондолиза Райс в ходе воскресного визита в Астану
Reuters
 
 
 
Министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин позднее на совместной пресс-конференции с Райс назвал отношения своей страны с США "стабильными" и носящими "стратегический характер", а с Россией - "отличными" и "политически выверенными"
Reuters
 
 
 
На словах Казахстан поддерживал Россию во время войны с Грузией, но признавать Абхазию и Южную Осетию не стал, сочтя, что время для этого еще не пришло
Euronews

Россия не имеет никакого права включать Казахстан в некую особую "зону влияния", заявила госсекретарь США Кондолиза Райс в ходе воскресного визита в Астану. В то же время она отметила, что отношения Вашингтона с данной страной не направлены на подрыв влияния России в регионе. "Казахстан - независимая страна. Он может водить дружбу, с кем пожелает", - цитирует слова Райс британская BBC. Тем временем Казахстан лавирует между США и Россией, не желая конфликта ни с Москвой, ни с Вашингтоном, отмечают эксперты.

"Мы не видим и не приемлем никакого понятия об особой сфере влияния России", - указала госсекретарь. Она, однако, подчеркнула, что стремление США к хорошим отношениям с Казахстаном не исключает того, что Казахстан может дружить с Россией: по ее словам, это не "конкурс на благосклонность Казахстана" и не "игра с нулевой суммой". Так, политика США в отношениях с Казахстаном в энергетической сфере не предполагает ущемления интересов других стран, уверена она.

Министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин позднее на совместной пресс-конференции с Райс назвал отношения своей страны с США "стабильными" и носящими "стратегический характер", а с Россией - "отличными" и "политически выверенными". По мнению Тажина, вопрос о том, входит ли Казахстан в российскую сферу влияния, интересует преимущественно журналистов и ученых.

И все же, как указывает эксперт московского Института национальной стратегии Павел Святенков, визиты американских руководителей в Астану вызывают беспокойство в Москве. "Когда мы смотрим на американо-казахские отношения, мы видим, что Америка стремится вовлечь Казахстан в схемы транспортировки нефти, альтернативные российским", - пояснил он.

По мнению казахского политолога Султана Акимбекова, Казахстан маневрирует между интересами всех ведущих стран мира. "Казахстан очень тесно связан с Россией по целому ряду договоров. У Казахстана очень тесные отношения с США", - отмечает Акимбеков. "С учетом сложной внешнеполитической ситуации, безусловно, главный приоритет - остаться в стороне от конфронтации", - добавляет он.

Всего за две недели до Райс Казахстан посещал российский президент Дмитрий Медведев. В рамках Пятого форума руководителей приграничных регионов президенты РФ и Казахстана приняли участие в подписании пакета из 8-ми документов. Казахский лидер Нурсултан Назарбаев заявил о намерении увеличить добычу нефти в 2009 году на 12 млн тонн и выразил заинтересованность в ее прокачке через Россию.

Одновременно с визитом в Казахстан Дмитрия Медведева страна отказалась от строительства зернового терминала в грузинском порту Поти. Казахстан, вложивший в экономику Грузии до 10 миллиардов долларов, понес в ходе августовского конфликта на Кавказе определенные убытки. По словам специалистов, для поддержания хороших отношений с Астаной Москве придется предложить некую "компенсацию".

На словах Казахстан поддерживал Россию во время войны с Грузией, но признавать Абхазию и Южную Осетию не стал, сочтя, что время для этого еще не пришло. Астана в своем решение сослалась на то, что она не признает и другое самопровозглашенное государство - Косово. Как отметил тогда глава казахского МИДа, "принцип территориальной целостности является ключевым в международном праве".