Японцы требуют от правительства оплаты труда в сибирском плену
Архив NEWSru.com
Японцы требуют от правительства оплаты труда в сибирском плену
 
 
 
Японцы требуют от правительства оплаты труда в сибирском плену
Архив NEWSru.com

Сунао Исимото, бывший солдат Квантунской армии, который попал в плен и провел несколько мучительных лет в советских лагерях, требует, чтобы правительство Японии оплатило его тяжкий труд в Сибири, куда он попал не по собственной вине, пишет сегодня Asahi (перевод на сайте Inopressa.ru).

79-летний Сунао Исимото никогда не забудет три страшные зимы, проведенные после Второй мировой войны в одном из сибирских лагерей, куда были отправлены японские военнопленные.

Сам Исимото считает, что он оказался одним из счастливчиков. Зимой, когда температура понижалась до минус 40 градусов по Цельсию, японские пленные умирали как мухи. По данным министерства здравоохранения, труда и социального благосостояния, из 575 тысяч японских пленных, отправленных в ледяные пустыни прежнего Советского Союза, 55 тысяч погибли от голода, холода и тяжелейших условий труда.

Исимото попал в лагерь в окрестностях озера Байкал, где пленные работали на лесозаготовках. Техника, даже самая примитивная, в этих лагерях отсутствовала - валить огромные деревья приходилось при помощи пилы и топора. "Работа была настоящей пыткой, - вспоминает Исимото. - Это напоминало попытку отрезать кусок мрамора ножом для сливочного масла".

То, что Исимото, дневной рацион которого состоял из миски жидкой каши с горсткой зерна и брошенного в нее ломтя ржаного хлеба, остался жив, было настоящим чудом.

Уже через несколько месяцев пребывания в лагере Исимото стал похож на скелет. Его прежний вес - 95 кг - сократился более чем вдвое. "Я напоминал собой деревянный каркас куклы", - говорит он.

Вот уже более 50 лет бывшие военнопленные, такие как Исимото, требуют, чтобы японское правительство оплатило их тяжкий труд в советских лагерях. При этом речь идет не о компенсации, а именно о неоплаченном труде.

По подсчетам Исимото, он должен получить 3812 рублей - незначительную теперь сумму, равную 15 тыс иен, - за весь период своих принудительных работ с 16 августа 1945 г. до 25 сентября 1948 г.

Все эти годы бывшие военнопленные упорно пытаются восстановить справедливость, однако никто из представителей власти даже не желает их слушать, задевая своим равнодушием чувство справедливости и собственного достоинства этих людей.

Они утверждают, что они выполняли свою работу хотя и неохотно, но честно и добросовестно. Поэтому их справедливо возмущает тот факт, что вот уже более полувека их труд остается неоплаченным.

Этот вопрос требует безотлагательного решения, тем более что возраст большинства бывших военнопленных уже давно перешагнул за 80 лет.

В течение последних 25 лет эту проблему пытались решить многие организации, однако ни верховный суд, ни парламент не принимали в этом никакого участия.

В мае эти организации объединились в Комитет по защите прав бывших военнопленных, интернированных в Сибирь. Комитет работает над созданием особого законопроекта, который позволит решить вопрос с выплатой бывшим военнопленным заработной платы раз и навсегда, и будет добиваться принятия этого законопроекта.

29 мая около 100 бывших японских солдат, стремясь заручиться поддержкой широкой общественности, провели митинг у здания нижней палаты парламента в токийском квартале Нагатате.

В состав нового комитета входят семь организаций, среди которых ведущую роль играет "Дзэнкокуке", или "Всеяпонская ассоциация бывших интернированных в Сибирь".

"У нас осталось слишком мало времени. Давайте объединимся!" - призвал участников митинга глава "Дзэнкокуке" 79-летний Ёсио Тэраути.

На митинге присутствовали и 10 членов парламента, которые предложили собравшимся свою помощь.

"Если мы не решим проблему неоплаченного труда, то, как эти люди смогут любить свою страну?", - заявил Тацуо Сато, депутат нижней палаты парламента от Либерально-демократической партии, поддерживая требования ветеранов.

Негуманное обращение с пленными и рабский труд запрещены международным правом. В соответствии с положениями Женевских конвенций от 1929 и 1949 гг., страна, практиковавшая принудительный труд пленных, должна выдать им соответствующее трудовое свидетельство, на основании которого страна, где родились бывшие пленные, выплачивает им компенсацию за неоплаченный в свое время труд.

Однако Исимото потребовалось 40 лет, чтобы получить необходимые документы в соответствии с его требованием.

Бывший Советский Союз, а ныне Российская Федерация начала выдавать такие трудовые свидетельства только в январе 1992 года, за что в 1993 году президент России Борис Ельцин принес официальное извинение.

Но все эти долгие годы бывшие узники сибирских лагерей вели бескомпромиссную борьбу за восстановление своих законных прав.

Они не могут понять, почему правительство игнорирует их требование. Тем более что оплата за аналогичный труд уже давно произведена солдатам, воевавшим в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане и находившимся в плену у американцев и англичан.

У сибирских пленных возникает такое чувство, что их просто продали как рабов бывшему Советскому Союзу.

Некоторые из них утверждают, что принудительный труд военнопленных был своеобразной формой компенсации бывшему СССР, хотя условия и сроки этих работ никто и никогда не устанавливал.

В 1981 г. ассоциация "Дзэнкокуке" подала судебный иск против японского правительства с требованием оплатить труд военнопленных, находившихся в СССР. Однако в 1997 г. верховный суд отклонил иск, заявив, что "по данному вопросу должно быть вынесено особое решение правительства".

В 1988 г. правительство приняло закон о создании особого "фонда миротворческих проектов", в задачу которого входило решение всех послевоенных проблем, связанных с выплатами и компенсациями.

Сибирским пленным правительство предложило выплатить компенсацию в размере 100 тысяч иен в качестве "премии за заслуги" и наградить серебряным кубком в знак "признания их страданий".

Члены "Дзэнкокуке" были возмущены таким решением и настаивали, чтобы правительство оплатило им труд в сибирских лагерях.

Со своей стороны, правительство подтвердило, что принудительный труд японских военнопленных в Сибири после окончания Второй мировой войны действительно имел место, а также подтвердило, что пленные были возвращены в Японию в соответствии с Потсдамской декларацией.

Однако правительство ссылается на совместную советско-японскую декларацию 1956 г., в которой обе страны заявили об отказе предъявлять друг другу взаимные претензии и пересматривать итоги Второй мировой войны.

В начале этого года депутат нижней палаты парламента от Демократической партии Акира Нагацума заявил о том, что японское правительство обязано выполнить требования военнопленных, поскольку является преемником прежней государственной власти, пославшей солдат на войну.

Но правительство продолжает придерживаться прежней позиции и предлагает сибирским военнопленным получить "премии за заслуги" вместо оплаты за подневольный труд.

С весны прошлого года Нагацума ищет пути решения этой проблемы.

"Япония обязана выплатить своим бывшим солдатам компенсацию, поскольку они отдавали государству свою жизнь, - сказал он. - И если правительство сейчас об этом не позаботится, ему будет трудно получить поддержку народа в будущем, если над страной серьезно нависнет угроза безопасности".

Нагацума надеется, что законопроект, разрабатываемый комитетом по защите прав бывших военнопленных, интернированных в Сибирь, будет рассмотрен на заседании внеочередной сессии парламента осенью этого года.

Борьба военнопленных Сибири с правительством за свои права продолжается, но ясным пока остается только одно: время бежит, и очень быстро.